Религиоведы выделяют две основные методологические группы: теологические (вероучительные) и философские (мировоззренческие), претендующие на раскрытие сущности религии. Известны и более мелкие направления, опирающиеся на теоретические положения и эмпирический материал соответствующих наук.
Ученые ищут у религии специфические признаки, выделяют «общее» свойство религиозного сознания, «специфическое действие», «специфическую функцию» и т.д. С другой стороны, в религиоведческой среде сохраняется традиция расширительного толкования религии, вплоть до приписывания всем религиям некоей универсальной сущности. Конечно, что-то общее в религиях имеется, так же, как, скажем, есть нечто общее у человека и амебы. Однако на таком пути неизбежно игнорируются основополагающие духовные, этические, логические и иные законы, действие которых, собственно, и вызывает принципиальные различия в религиях.
Дело в том, что религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторая когнитивная психология. Она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ духовного освоения и восприятия мира, область духовного делания. С материалистической позиции религия представляет собой: необходимо возникающий и активный аспект деятельности человека и общества; способ борьбы с человеческим самоотчуждением; отражение действительности; феномен культуры.
Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители. Религия имеет, в частности, онтологические основы, подвержена историческим изменениям под действием многих, в том числе и социальных процессов. В религии обнаруживаются внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения уровни бытия человека и общества. Но, просвечиваясь в религии, эти связи могут маскироваться. Это в принципе не есть результат чьего-либо сознательного обмана или примитивности; это объективное проявление бытия человека, общества и иных факторов. Религия может сообщить о них многое, важно только правильно понять ее знания, умения, опыт и язык.
Религия не пассивна, она имеет свою жизнь, обладает внутренними волей и сознанием, рождает идеи, понятия, образы, нормы, ценности, материальные объекты. В творческой деятельности человека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Религия активно влияет на экономику, на различные виды общественного сознания – политику, право, науку, мораль, искусство, философию и др.
В материалистическом и эзотерическом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, той областью человеческого существования, которая недоступна целенаправленному регулированию. Высказывается и обратное мнение: религия коренится в свободе и духовности человека, в его стремлении к Высшему, к Абсолюту, к Идеалу. В первом случае имеются в виду отношения, обусловившие развитие языческой религии. В любой сформировавшейся религиозной системе человек может ощущать избавление от сковывающих обстоятельств, преодолевать ограниченность. Значимую роль в стимулировании религиозных процессов имеет социальное и иное отчуждение, при которых происходят: подмена отношений людей отношениями вещей, деперсонализация; аномия, отчуждение от ценностей, норм и ролей, социальная дезорганизация, конфликты; изоляция человека от человека. Внутренняя противоречивость мира отражены в языческих и, особенно, в так называемых новейших (Новый век) религиях.
Религиозные языческие персонажи и мифы об их взаимосвязях, представляя отчуждение человека в социальных областях, сами как бы объективируются и проявляются во взаимоотношениях между людьми. Характерным примером является современное увлечение виртуальным компьютерным миром, наркотиками и психотропными веществами, оккультизмом и магизмом.
Любая религия не замкнута только на себя, она создает свою модель мира – образ человека, природы, общества. Языческие и так называемые новейшие религии, прежде всего, отражают те стороны многообразной действительности, которые обуславливают несвободу и зависимость людей. Они как бы покоряют царящие над людьми силы и отношения, закрепляют результаты в сознании, традициях, нормах, организационных «матрицах».
Религии, как ранее отмечалось, всегда живут двойной жизнью – внутренней сакральной и внешней – как один из социальных институтов. Во втором случае они играют весьма значительную роль в жизни общества. Фактически, после семьи, религии и религиозные объединения являются важнейшим фактором социализации, зависящим от специфики стран, этносов и вероучений. При выявлении религиозных явлений в правоохранительных целях важно помнить, что религиозная социализация влияет как на верующих, так и на близких им людей. Кроме того, многим религиозным объединениям свойственны миссионерство и прозелитизм, последний характерен для деструктивных культов.
Религиозные объединения используют в разной мере практически все механизмы социализации. Например, в Русской Православной Церкви наиболее активно применяются традиционный и институциональный механизмы. В христианских и псевдохристианских сектах обычны институциональный и стилизованный, а в восточных и неовосточных культах – институциональный и рефлексивный. В ходе социализации члены религиозных объединений выполняют ряд функций, знание которых облегчает обнаружение религиозности, в том числе и при следственных действиях.
Ценностно-ориентационная функция состоит в том, что у людей формируется определенная система верований, взглядов и ценностей. Это достигается, прежде всего, в религиозном служении и просвещении. Регулятивная функция обнаруживается в том, что в адептах культивируется поведение, соответствующее религиозным нормам. В сектах для этого используется жесткий контроль над всей жизнью верующих. Коммуникативная функция проявляется в создании условий для интенсивного и регламентированного общения верующих с лидерами объединения и между собой. Благотворительная функция свойственна практически всем культам, особенно традиционным и созидательным. Однако большинство сект рассматривает эту функцию, прежде всего, как средство для улучшения имиджа объединения, для целей саморекламы и маскировки своей деструктивности. Компенсаторная (утешительная) функция направлена на гармонизацию духовного и душевного мира верующих, на повышение устойчивости к негативным жизненным факторам. Воспитательная функция – специализированное религиозное воспитание и просвещение, включающее и некоторые светские компоненты. В процессе религиозного воспитания адептам культов целенаправленно и планомерно прививаются или внушаются (в случае зомбирования) мировоззрение, мироощущение, правила поведения и жизни определенного вероисповедания. Причем религиозное воспитание имеет два уровня – рационально-педагогический и духовно-мистический. Многие секты стремятся скрытно осуществлять воспитательную функцию в светских учебных заведениях, проникая в них под видом нерелигиозных организаций.
Сотрудникам правоохранительных органов, исходя из профессиональных, социальных и личных потребностей, зачастую приходится выявлять представителей деструктивных культов в различных общественных структурах. Для этого, прежде всего, необходимо найти признаки деструктивной религиозности. Исключительно важно понять, что это есть, главным образом, область объективных духовных отношений и законов. Здесь нельзя допускать никаких иллюзий. Необходимо помнить, что есть черты, характерные для любой начинающейся религиозности (в том числе и созидательной), а есть типичные признаки только деструктивных культов и сект.
Заключение
Главнейшим признаком попадания человека в секту является всесторонняя негативная трансформация его личности. Происходит существенное изменение его духовности, мировоззрения, общественных связей, взаимоотношений в семье, отношения к самому себе. Часто проявляется раздраженно-критическая, слабо аргументированная и агрессивная позиция к православию, Русской Православной Церкви, иным традиционным созидательным религиям, государству и государственным институтам, патриотизму, традициям, святыням (крайне сильны эти приметы у сатанистов и адептов демонических культов).
В настоящем разделе рассмотрены направления обнаружения религиозных явления для научных, правоохранительных и иных целей. Перейдем теперь к изучению различных типов религий и их основных характеристик, то есть, к типологизации религий.
Литература
1. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.
2. История религий: Учебник. Т. 1,2 / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Шк., 2002.
3. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.
4. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1,2 / Отв ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. – М.: Логос, 2003, 2004.
5. История религий в России /Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2001.