Эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер. Нужно ясно понимать: наркомания – это опасная болезнь. Болезнь и социальная, болезнь конкретного человека. И надо серьезно задуматься о создании доступной системы лечения и реабилитации лиц, подверженных наркомании.
Нужно ограничить возможность доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам. При этом следует принять как факт, что сами по себе ни жесткая репрессивная политика, ни легализация наркотиков, уже испробованные в разных странах мира, этой проблемы до конца не снимают. И, наконец, надо ориентировать профилактическую деятельность на целенаправленную работу с молодежью и с теми социальными группами, которые наиболее подвержены угрозе наркотизации.
В этой связи следует тщательно проанализировать ход реализации действующей Федеральной целевой программы по противодействию наркоугрозе, программы, срок которой истекает уже в этом году. И сделать необходимые выводы, разработав пусть не всеохватывающий, но абсолютно конкретный и реалистичный план действия на ближайшую перспективу. Такой план должен быть выполнимым, а результат работы по нему – видимым, как я уже говорил.
Третье. Остается актуальной задача ликвидации разветвленных сетей наркоторговли и действующих в этой сфере преступных сообществ. Эта задача в большей степени – оперативная. И вашей службе, во взаимодействии с другими федеральными ведомствами и регионами, следует продумать, как объединить усилия на этом направлении.
Еще раз подчеркну: правовая база и возможности для ваших самых решительных действий есть. Кстати, когда я сказал о взаимодействии, исходил из того, что будет разделена компетенция между различными органами и ведомствами, которые работают на этом направлении. Ваша служба является базовой и должна нести основную нагрузку по работе на данном направлении.
Далее. Для войны с наркобизнесом необходима широкая общественная поддержка. Вам не обойтись без содействия тех организаций гражданского общества, которые ставят своей целью борьбу с наркоманией и наркоторговлей. И здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая, антинаркотическая пропаганда. И открытой, и скрытой пропаганде наркотиков мы должны противопоставить слова и дела авторитетных общественных лидеров, духовенства, людей культуры.
И еще один принципиальный момент. Наркобизнес интернационален. И потому постоянный обмен опытом и информацией, согласованные действия с коллегами из других стран способны в разы повысить эффективность борьбы с наркоугрозой. Прежде всего, конечно, речь идет о наших партнерах из стран СНГ. И мы обязаны как минимум наладить действенную работу в рамках антинаркотической программы Содружества на 2002–2004 годы и центральноазиатского Меморандума по сотрудничеству в области контроля за незаконным производством и оборотом наркотических средств.
Полагаю, что эффективные возможности в борьбе с наркоугрозой есть в формате и Организации Договора о коллективной безопасности, и Шанхайской организации сотрудничества. Здесь, конечно, надо наладить четкое взаимодействие с пограничниками, как с нашими, так и с пограничниками стран Содружества.
И, наконец, с опорой на международные обязательства Российской Федерации следовало бы продумать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотических и психотропных средств из-за рубежа. Важнейшая общая задача – прекратить транзит наркотиков через территорию нашей страны. Для этого потребуется совместная работа, как я уже говорил, с Погранслужбой ФСБ, с коллегами из сопредельных государств. Надо жестко пресекать попытки контрабанды наркотиков, не допускать экспансии в Россию транснациональных преступных сообществ.
Кстати, Совету Безопасности и Министерству иностранных дел нужно выработать единые и ясные подходы с нашими партнерами в странах Содружества по взаимодействию на этом направлении. Я имею в виду, прежде всего, взаимодействие в пограничной сфере. Это, должен обратить внимание, беспокоит не только Россию, но и наших партнеров и в Западной Европе, и в Северной Америке. Это крупная международная проблема, и нужно, конечно, ее решать сообща. По линии МИДа должны быть предприняты необходимые шаги по этому направлению. Мы должны ясно понимать, на что мы можем рассчитывать в работе с нашими партнерами, особенно в Средней Азии.
В заключение хочу подчеркнуть: в борьбе с наркоугрозой нужна не только наступательная тактика, но и точный расчет, системные действенные решения. Уверен, вы хорошо осознаете всю степень ответственности, которая лежит сегодня на системе органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, на каждом звене ведомства, на каждом сотруднике. Задача крайне важная. И я действительно искренне, от всего сердца желаю вам успехов. Страна ждет от Вас результатов». (28)
Региональный межведомственный аспект
Современная ситуация в Калининградской области, как и в России в целом, характеризуется ростом незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики страны, правопорядку и безопасности государства. Постоянно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За последние пять лет в Калининградской области их количество возросло примерно в 3,5 раза, за пять лет число смертей от их употребления увеличилось в 4 раза.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания. Среди наркоманов более 60% приходится на людей в возрасте 13-18 лет, 20% - школьники.
За последние пять лет в 1,7 раза увеличилась численность женщин, состоящих на медицинском учете с диагнозом "наркомания".
«В настоящее время в регионе более 50% наркоманов являются носителями ВИЧ-инфекции.
Территория Калининградской области оказалась значительно уязвимой в отношении распространения наркомании, чему способствовало:
- повышенная социальная мобильность жителей (население связано тысячами коммерческих, деловых и иных связей с другими территориями Российской Федерации, стран СНГ, Европы);
- расположение на перекрестье торговых путей, в т.ч. на транзитном пути транспортировки наркотиков;
- недостаточное финансирование программ по противодействию наркомании на муниципальном и региональном уровнях.
Уровень наркопреступности в области в первом полугодии 2002 года составил 83,8 на 100 тысяч населения против 59,3 по Российской Федерации.
Сегодня незаконный оборот наркотических средств, приносящий значительные доходы, организовывается и управляется сформировавшимися преступными группировками, главными направлениями деятельности которых является контрабанда наркотиков на территорию региона и их дальнейший сбыт.
На оперативном учете органов внутренних дел состоит более 10,5 тысяч лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков.
Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место нарушения правил производства, приобретения и хранения наркотиков.
Калининградская область относится к числу регионов России, где наблюдается заметный рост распространения наркотиков.
Потребителями наркотиков в области используются наркотические средства, поступающие извне (из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины, республик Средней Азии и Закавказья).»
20 марта 2003 г., Калининградской областной Думой третьего созыва принят Закон Калининградской области от 5 апреля 2003 г. N 246"Об утверждении региональной целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"
Закон утвердил региональную целевую Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"
Основанием для разработки Программы стали - Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"
Цели Программы - обеспечение условий для приостановления роста злоупотреблений наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними
Задачи Программы:
- определение масштабов распространения наркомании в области;
- создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости и антинаркотической пропаганды;
- создание областной информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости;
- целенаправленный поиск и привлечение источников внебюджетного финансирования, в том числе со стороны стран Европейского сообщества;
- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих не медицинское потребление наркотиков;
- проведение учебно-образовательной деятельности по проблемам наркозависимости среди специалистов и населения области;
- развитие системы правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
- активизация работы по противодействию незаконному обороту наркотиков и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками
Исполнители основных мероприятий Программы - Управление здравоохранения администрации области, Управление внутренних дел Калининградской области (УВД),
управление труда и социального развития администрации области, управление образования администрации области, комитет по информации, печати и связям с общественностью, администрации области, комитет по физической культуре и спорту администрации области, комитет по делам молодежи администрации области, управление культуры администрации
области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области (КДН), управление по взаимодействию с территориальными органами федеральных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10