В систему ФСИН РФ входят: центральный аппарат; его территориальные органы; учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В систему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный аппарат ФСИН РФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В свою очередь управления состоят из отделов. Возглавляют управления начальники управлений, которые имеют своих заместителей.
В каждом из субъектов РФ создаются территориальные органы, которые представляют собой управления ФСИН РФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные органы начальники, которые имеют своих заместителей.
Исправительными учреждениями ФСИН РФ являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказание осужденные. Возглавляют исправительные учреждения ФСИН РФ начальники. Кроме того, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника по оперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные изоляторы ФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия. Все следственные изоляторы создается, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа управления исполнения наказания.
Правоохранительная деятельность подразделений ФСИН РФ заключается в производстве оперативно-розыскных действий, а также в возбуждении уголовного дела и выполнении неотложных следственных действий.
В системе ФСИН РФ граждане проходят правоохранительную и государственно-гражданскую службу, которые являются разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральная регистрационная служба (далее — Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входит в Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
На Росрегистрацию возложены задачи:
1. по обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. организации деятельности государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
3. осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4. осуществлению контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5. управлению территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрацию возглавляет директор — главный государственный регистратор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий. Директор имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему Росрегистрации составляет ее центральный аппарат, а также и территориальные органы.
В центральном аппарате Росрегистрации созданы семь управлений по основным направлениям деятельности Службы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные органы Росрегистрации возглавляют руководители, которые являются главными государственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначаются и освобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должность главного государственного регистратора субъекта РФ представляет в Минюст России директор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегистрации выполняют те же задачи, что и органы Росрегистрации, но только на территории соответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации предусмотрена государственно-гражданская служба как одна из разновидностей государственной службы.
Вывод: Следует подчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не "с чистого листа". Системы исполнения наказаний, регистрации, исполнения постановлений судебных органов существовали раньше, и на этих направлениях были получены определенные результаты. Наша задача - сохранить накопленный положительный опыт и развить те начинания, основа которых была заложена в предшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему конструктивных взаимоотношений с высокой степенью координации деятельности, которая позволит эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и подведомственными службами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и
частного нотариата в РФ
Одним из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном нотариате".
Следствием проводимых в России социально - экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1 (далее - Основы).
Основами наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Ввиду различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе - положения о необходимости четкого определения публично - правового статуса нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата; обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата1.
В отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного определения собственной системы.
Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично - правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)2. При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично - властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Нотариат в Российской Федерации имеет определенную систему. Возглавляет ее Федеральная нотариальная палата. Она, представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.
Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.