Лучших конькобежцев ДЮСШ включают в юношеские и молодежные сборные команды городов, областей, краев, республик и ДСО. Воспитанников школ высшего спортивного мастерства, спортивных школ молодежи, а также способных конькобежцев из юношеских и молодежных команд зачисляют в юношеские, молодежные и взрослые сборные команды Советского Союза, которым доверяется высокая честь защищать спортивные интересы нашей Родины. Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе.
Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви (рис. 6). Чтобы скользить на таких коньках, надо было отталкиваться палками. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку.
Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-Нидерландском словаре» Гемаха (1648 г.). В Норвегии и Швеции для передвижения по оледенелой поверхности грунта и укатанным дорогам, труднопроходимым для лыж, применяли так называемые «снеговые коньки», по форме напоминавшие укороченную лыжу, под основанием которой проходила плоская полоска железа. Для передвижения на таких коньках, а также для изменения направления движения и торможения пользовались шестом.
В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья. Однако уже в XV веке встречаются и другие формы коньков, по внешнему виду также схожие с некоторыми разновидностями голландской обуви.
С XIII и до середины XVIII века конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме (рис. 7).
Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.
Так, в Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства.
Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька Halifax, который по простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.
Значительная роль в усовершенствовании коньков для скоростного бега принадлежит норвежским скороходам А. Паульсену и К. Вернеру, которые около 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки (рис. 8, А, В). Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.
Изобретение норвежских конькобежцев явилось подлинной революцией в конькобежном спорте, что незамедлительно нашло отражение и в технике бега, и в росте спортивных достижений. В дальнейшем конструкция коньков постепенно совершенствовалась, но основная их форма оставалась прежней. Изменения в основном касались увеличения или уменьшения длины восковой или пяточной частей полоза конька, размеров передней и задней стоек (чашечек), формы полоза и его размеров в поперечном сечении, качества стали, веса конька. С течением времени заднюю часть конька начали делать длиннее, укорачивая одновременно переднюю. Наконец, и восковая, и пяточная части полоза оказались равными. В настоящее время ширина лезвия конька колеблется от 1 до 1,3 мм. Все изменения в конструкции конька с самого начала диктовались условиями бега, то есть формами беговых дорожек, практикуемыми в отдельных странах дистанциями, а также совершенствованием техники бега. Появление коньков в Европе и Америке в середине XIX века и создание заливных катков способствовали развитию конькобежного спорта. Любители катания на коньках все чаше начинают соревноваться в беге на скорость на большие расстояния. Например, скандинавские конькобежцы состязались в быстроте бега на дистанции 8-12 миль. Победители получали призы в виде оружия, украшений, лошадей и т. п. В Нидерландах подобного рода «соревнования» в скорости передвижения на коньках по льду проводились среди лучших конькобежцев в отдельных населенных пунктах.
Конькобежные клубы и кружки были образованы в Норвегии (1863 г.), в России (1864 г.), во Франции (1865г.), Австрии (1867г.). Германии (1868 г.), Венгрии (1869 г.) и других странах. В 1879 г. в Англии была основана первая в мире национальная конькобежная ассоциация, а 8 декабря того же года в Торни был проведен первый чемпионат Англии по скоростному бегу на коньках. Одновременно с образованием клубов и ассоциаций строятся катки, а в некоторых странах - специальные беговые дорожки. Поиски наиболее рациональных форм работы в конькобежном спорте, а также различная длина соревновательных дистанций в отдельных странах приводят к разнообразию конструкций беговых дорожек и различным формам организации соревнований по скоростному бегу «а коньках. При этом нередко забеги проводились как на стандартных дистанциях, так и на дистанциях, длина которых значительно превышала стандартные.
В конце XIX века происходит разделение конькобежцев на фигуристов и бегунов. Однако до начала XX века оба эти вида спорта практически развивались вместе, и в соревнованиях по фигурному катанию и по скоростному бегу на коньках участвовали чаше всего одни и те же конькобежцы.
В 70-х годах XIX столетия начинают проводиться международные встречи. Впервые такие соревнования состоялись в Вене в январе 1872 г. Они проходили на дорожке эллиптической формы длиной 331,6 м. Победитель соревнований определялся по среднему времени, показанному в результате многократных повторных забегов (до 20 раз) на этой дистанции. Им оказался австриец Шлиппенбах (41 сек.). Первые кружки и клубы конькобежцев в России. Первый клуб конькобежцев в России был создан в 1864 г. в Петербурге. В 1865 г. при Петербургском речном яхт-клубе создаются «Кружок конькобежцев-любителей» и «Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках». Позднее, в 1881 г., в Нижнем Новгороде, Ярославле, Саратове, Туле и других городах России возникли общества любителей катания на коньках. Первые спортивные клубы и кружки были малочисленны, они объединяли представителей высшего сословия.
В период зарождения конькобежного спорта в клубах проводились вечера отдыха на льду, карнавалы, занятия фигурным катанием и бегом на коньках. В основном такое катание носило развлекательный характер. Катки, кружки и клубы находились в руках частных предпринимателей и были закрыты для бедных слоев населения. Простой народ, особенно дети и молодежь, катался на коньках самодельного производства на замерзших прудах и реках и даже проводил свои соревнования.
Если в начале XIX века царское правительство не обращало на спорт никакого внимания, то в конце XIX века оно в связи с общим подъемом революционного движения в стране стало интересоваться и деятельностью спортивных обществ и клубов.
Осенью 1903 г. для этой цели крупные предприниматели Петербурга организовали «Товарищество петербургских конькобежцев», и буржуазная, печать призывала всех конькобежцев к объединению. Накануне революции 1905 г. особенно возрос интерес царского правительства к деятельности спортивных клубов и кружков, членами которых в основном была молодежь. Спортивные магнаты выступали в роли покровителей и опекунов, пытаясь отвлечь молодежь от революционного движения.
В 1906 г. три московских общества («Русское гимнастическое общество». Московский речной яхт-клуб, «Гигиеническое общество») провели несколько совместных совещаний по конькобежному спорту, на которых был решен ряд организационных вопросов по проведению соревнований. Конькобежцам запрещалось участвовать в состязаниях, устраиваемых частными предпринимателями в целях наживы. Было также принято решение проводить соревнования по международным правилам, определять победителя по очкам (за 1-е место - одно очко, за 2-е - два очка и т. д.). С этого времени был введен точный обмер беговой дорожки и соревнования стали проводиться с участием судейской коллегии. Все конькобежцы в соответствии с их спортивно-техническими результатами получили спортивные разряды.
Эти решения способствовали упорядочению дел в конькобежном спорте. После 1905 г. в русском спорте появилась тенденция к объединению мелких спортивных организаций в более крупные, а это, в свою очередь, привело к созданию всероссийских объединений (лиг) по различным видам спорта. Так, в 1911 г. был основан Московский кружок конькобежцев и велосипедистов-любителей. Основали кружок Н. Струнников, В. Васюков, В. Зеленое, Б. Шиперко, и С. Хольский. В мае 1911 г. был разработан и утвержден устав. За свое короткое существование этот кружок успел выдвинуться в число сильных спортивных организаций России.
В 1913 г. создается Московская конькобежная лига, которая в этом же году издала правила международных соревнований по конькобежному спорту и провела первые крупные соревнования на приз имени чемпиона мира и Европы 1910 и 1911 гг. Николая Струнников. В 1915 г. Московская конькобежная лига постановила присуждать звание чемпиона России по наименьшей сумме занятых мест на четырех дистанциях. В 1916 г. был создан Всероссийский союз конькобежцев.
Первое первенство РСФСР по конькобежному спорту проводилось в Москве в 1918 г. В нем участвовали 22 человека из Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Саратова и Ярославля. Звание первого чемпиона республики в 1918, а затем и в 1919 гг. завоевал Яков Мельников. В 1920 г. в связи с тяжелой военной обстановкой в стране первенство по скоростному бегу на коньках не проводилось.
Говоря о состоянии конькобежного спорта в довоенный период, особенно следует отметить 1936 г., когда в таблицу рекордов СССР было внесено около 50 поправок. В этот период существенные сдвиги произошли в развитии женского конькобежного спорта. Значительно увеличилось число женщин, принимавших участие в соревнованиях по скоростному бегу на коньках, повысился уровень их спортивных результатов. Большая заслуга в этом принадлежала таким спортсменкам, как 3. Миронова, А. Васильева, М. Захарова, В. Кузнецова, М. Валова, М. Исакова, Л. Игнатьева, С. Паромова и др. В 1941 г. советские спортсменки вплотную подошли к мировым рекордам норвежки Лайлы Шоу-Нильсон, которые она установила в 1937 г. на высокогорном катке Давос (Швейцария).