Оптимизация налога на имущество для субъектов малого предпринимательства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Налоговое планирование в малом бизнесе»
на тему «Оптимизация налога на имущество для субъектов малого предпринимательства»
Выполнил студент
5 курса, 10 семестра
специальности 060800
Союзова Мария Александровна
Великие Луки
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА И ОБЪЕКТ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 8
3. ВЫБОР НИЗКОНАЛОГОВОЙ ТЕРРИТОРИИ 10
4. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО 12
4.1 Применение льготы предприятиями, использующими
труд инвалидов 13
4.2 Описание схемы 13
4.3 Правовые особенности применения и недостатки схемы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация налогов - законный способ экономии на
налоговых платежах. Рассмотрим ситуацию, когда предприятие приобретает объект
основных средств сегодня и реализует его завтра. Если и «сегодня», и «завтра»
приходятся на один квартал, то налог на имущество за этот объект платить не
придется. Если же «сегодня» - последний день одного отчетного периода, а «завтра»
- первый день следующего, то неминуемо возникает налог на имущество.
При балансовой стоимости объекта основных средств 1 000 тыс. руб., годовой
норме амортизации 10% и коэффициенте ускорения амортизации 3 будет начислен
налог 5 тыс. руб. Возникает альтернатива: или налог на имущество составит 0
рублей 00 копеек, или, при «удачном» принятии имущества на баланс в последний
день отчетного периода, придется заплатить 5 тыс. рублей. Только за то, что
объект «чиркнул» по балансу!
В общем случае возможна экономия на налоге на имущество от пяти до ста
процентов от суммы налога. Оптимизация достигается изменением срока постановки
основных средств на бухгалтерский учет.
Налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия,
особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие
основные средства или нематериальные активы. Компании, которые хотят законным
способом оптимизировать свои платежи по налогу на имущество, могут
воспользоваться установленными по этому налогу льготами. В работе подробно
описаны два способа оптимизации платежей по налогу на имущество, которые
целесообразно использовать малым и средним предприятиям.
Большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности. Однако, существуют два способа оптимизации платежей с применением льгот по налогу на имущество, которые абсолютно универсальны и подходят практически для любого малого или среднего предприятия, - это выбор низконалоговой территории и использование труда инвалидов.
1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Плательщиками налога на имущество согласно ст. 373 НК РФ признаются не только российские, но и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
· с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
· с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
· с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
· с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны будут с нового года платить налог на имущество. Обязанность оплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.
С 01.01.2004 г. объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В состав налогооблагаемого включено как имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, так и имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также имущество, внесенное в совместную деятельность.
Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 «Основные средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Как видим, из числа объектов налогообложения с 1 января 2004 года исключаются, в частности, следующие виды имущества:
· нематериальные активы (счёт 04);
· запасы и затраты (счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счёт 45 «Товары отгруженные»);
· затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы»);
· расходы будущих периодов (счёт 97).
До 01.01.2004 г. в соответствии со статьей 2 действовавшего в 2003 году Закона РФ »О налоге на имущество предприятий» объектом налогообложения являлись не только основные средства, но и нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе организаций. Таким образом, из-под налогообложения в 2004 году выведена значительная часть имущества организаций: нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты. Согласно п.4 ст.374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки (они облагаются земельным налогом), а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.
Кроме того, не облагается имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучёта.
Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ). В перечень объектов налогообложения не включаются:
· земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
· имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным министерствам и ведомствам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Такое имущество не признается объектом налогообложения в том случае, если указанные органы власти будут использовать его исключительно для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Статьёй 382 НК РФ определён порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу.
Чтобы рассчитать сумму налога, нужно налоговую базу за налоговый (отчётный) период умножить на соответствующую ставку.
По итогам каждого отчётного периода организация должна определить сумму авансового платежа (если такой порядок будет предусмотрен региональным законодательством). Для этого нужно будет среднегодовую стоимость имущества за отчётный период умножить на 1/4 соответствующей ставки (п. 4 ст. 382 НК РФ).
Сроки и порядок уплаты налога должны установить региональные законодатели. Чтобы ввести новый налог на имущество с 1 января 2004 года, региональные законодатели приняли соответствующие законы до 1 декабря 2003 года.
Статьёй 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам (по истечении отчётных периодов) и декларацию (по итогам года).
Расчёты по авансовым платежам и декларацию нужно представлять:
· по местонахождению организации;
· по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчётный счёт;