Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Тюменский государственный институт искусств и культуры

Кафедра социально-культурной деятельности

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА


Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Специальность 053100 «Социально-культурная деятельность»

Исполнитель: Косогор О.Г.

студентка V курса отделения заочного обучения специализации «Менеджер  СКД»

Научный руководитель: Жуков И.В.

доцент кафедры СКД,

Заслуженный работник культуры России

Тюмень

2004

Оглавление.

Введение ___________________________________________________

3

Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства


   § 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства ______

7

   § 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства _____

25

Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры



   § 2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени ___________________________________


41

   § 2.2. Система финансирования учреждений культуры и искусства г.Тюмени ____________________________________________


45

Заключение __________________________________________________

56

Библиография ________________________________________________

59

Приложения _________________________________________________

62



Введение.


В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость.

С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.

С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников.

Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности.

По существу административно- командная система посадила потребителей культурных благ на нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню населения.

Вместе с этим, культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса.

Во-первых, есть социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации. Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной должности граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.

Во-вторых, хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в долговременной перспективе.

Конечно, это не означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающий элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда.

Таким образом, необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик с учётом расширения их досуговых возможностей.

Нуждается в реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых, нетрадиционных типов.

Необходим переход от административных методов управления преимущественно к экономическим, перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений культуры.

Ориентируясь на концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы.

Цель исследования состоит в определении финансовых возможностей для реализаций функций учреждений культуры и искусства.

Исходя из этого определены основные задачи исследования:

§                    Изучение нормативно-правовой базы учреждений культуры;

§                    Анализ источников финансирования, сложившихся в практике деятельности клубных учреждений;

§                    Определение приоритетных направлений в формировании единого фонда финансовых средств.

Объектом исследования – является финансово-хозяйственная деятельность учреждений культуры и искусства. Предметом – источники финансовых средств.

          Методы исследования:

§                                Поиск и анализ нормативно-правовых актов в свете Гражданского Кодекса РФ;

§                                Структурный анализ финансовых источников  деятельности учреждений культуры и искусства;

§                                Экспертные оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства.


Основные понятия, используемые в дипломной работе.

Культурно-досуговые учреждения – общедоступные учреждения, организующие отдых и духовное развитие всех слоёв населения в сфере свободного времени, основанные на инициативе и доступности.

Коммерческая деятельность – деятельность, целью которой является получение прибыли и не противоречащее  законодательству РФ.

Меценатство – альтруистическая безвозмездная поддержка, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической поддержкой определённой творческой личности, творческого коллектива.

Нормативно – правовой акт – разновидность правовых актов, оформляющих установление или отмену правовых норм, то есть правил поведения, рассчитанных на многократное применение.

Сфера культуры – самостоятельная отрасль национальной экономики, которая подразделяется на отдельные подотрасли, по характеру выполняемых функций.

Спонсорство – вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанные на получение косвенного эффекта от сделанных вложений.

Творческо – производственная деятельность – деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей.

Финансирование – процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного объекта к другому.

Хозрасчёт – компонент системы хозяйствования, основанный на относительной экономической и управленческой самостоятельности хозяйствующего субъекта или его структурного подразделения, которое выражается в самоокупаемости, самофинансировании и самоуправлении.

Хозяйственный механизм – совокупность форм и методов организации.

Целевая программа – документ, описывающий порядок действий для решения каких-либо отдельных комплексных отраслевых, территориальных, экономических, социальных, наиболее крупных проблем.

Экономическая эффективность – соотношение между получаемым результатом творческо-производственной деятельности (услуги, прибыли) и затратами труда и средств.

Экономические методы управления – управление путём создания таких условий и нормативов, выполнение и невыполнение которых приносит соответственно либо выгоду, либо штрафные санкции, наказание.

Экспертная оценка – особый вид количественных и качественных характеристик отдельных сторон социально-экономических явлений или процессов, высказанных экспертами (учёными и специалистами – практиками).

Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающая при исполнении возложенных на них функций, в частности, при заключении имущественных сделок, от своего имени в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и обязанностей.


Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях

культуры и искусства.

1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства.

Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также  внутренних закономерностей  развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать