Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Другими источниками финансирования учреждений культуры и искусства являются собственные доходы (доходы от основной деятельности и оказания прочих услуг). В связи с ухудшением экономического положения населения, в особенности в последние годы, наблюдается значительный спад роли этих источников почти по всем учреждениям массовой культуры и искусства, за исключением театров и парков культуры и отдыха. Это обстоятельство дополнительным образом увеличивает нагрузку на региональные бюджеты (в особенности муниципальные) и ухудшает финансовое положение массовой культуры регионов. Доля собственных доходов в общем объеме в 1998 году составила в среднем:

-                по клубным учреждениям 1,2% (от 3,2% по Ямало-Ненецкому автономному округу, 31% по городам Москвы и Санкт-Петербурга);

-                по муниципальным библиотекам собственные доходы составили 2,6%;

-                по библиотекам субъектов Федерации – 8,2% (при несущественных межрегиональных различиях).

В 1999 году среднероссийский показатель внебюджетных поступлений библиотек субъектов Российской Федерации составил 6,1%. Причем лишь в 19 из субъектов он превышает среднестатистический показатель (Москва – 14,7%, Ивановская область – 12,1%, Новгородская область – 11,9%), а в 68 регионах - ниже этого показателя Республика Саха (Якутия) – 1,2%, Курская область – 0,7%, Ненецкий автономный округ – 0,1%. По музеям регионального значения доля собственных доходов составила 19,1%, концертным организациям – 9,9%, паркам культуры и отдыха – 41,0%. Доля собственных доходов по музеям федерального ведения в 1998 году составила 35,4%, библиотекам – 27,3%, концертным организациям – 15,2%. [там же]

С учетом инфляции и реального недофинансирования региональных бюджетов в анализируемый период произошло абсолютное снижение федеральных бюджетных ресурсов на развитие региональной культуры до 73% в начале 90-х годов.

Это сказалось на финансировании всех статей расходов. В особенности в тяжелом положении оказались оплата труда, финансирование капитальных вложений (сокращено более чем в два раза), выполнение культурных программ и материально-техническое обеспечение (снижено в три раза). В то же время наблюдается рост в 1,5 раза цен на  материалы и тарифы на услуги.

В результате этого увеличивается доля объектов культурного назначения, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. Так, по муниципальным учреждениям клубного типа в таком состоянии находится 37,3% объемов, в том числе по Корякскому автономному округу – 74,4%, по г. Москве – 70,7%, Ленинградской области – 51%; по библиотекам этот показатель в среднем по стране составил – 66,3%, музеям – 34,3%, досуговым объектам парков культуры и отдыха – 23% (в том числе по Липецкой области - 66,7%, Магаданской области – 76,5%, Татарстану – 58,3% и т.д.). [там же]

Таким образом, отраслевую динамику бюджетного финансирования учреждений культуры в значительной степени определяют региональные и муниципальные бюджеты.

Состояние, динамика и тенденции финансирования из этих источников в последнее десятилетие ведут к крайне низкому уровню культурного обслуживания населения, усиленному значительными региональными различиями, отставанию от стандартов культурного обеспечения, определяемого Правительством Российской Федерации, ухудшению материально-технической базы и низкому уровню оплаты труда работников культуры. В итоге сложилась тенденция деформирования и размывания сложившихся культурных традиций населения регионов страны, переориентации их интересов на другие сферы проведения досуга.


1.2.  Отношение собственности в сфере культуры и искусства.


Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Это общая теоретическая предпосылка определенным образом модифицируется в сфере культуры, которая является, во-первых, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, организаций, видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.д. Кроме того, в сфере культуры имеется большой объем невещественных факторов и результатов производства, что определяет существования особого рода неимущественных отношений собственности, нехарактерных для большинства отраслей хозяйства.

Собственность на результаты культурной деятельности принадлежит создателю, по крайней мере, там, где действует авторское право, режим ее реализации может быть отличным от господствующего права собственности, сложившегося в обществе.

Рыночные отношения в России обусловили появления разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:

а) отношение общества к сфере культуры, которое может выступать в форме государственной культурной политики;

б) необходимость развития культуры отдельных народностей, наций, определяющей их самобытность и самостоятельность в многонациональной стране;

в) претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий (филателия, нумизматика, хоровое пение и т.д.), а также отдельных граждан (по отношению к объектам культуры и их результатам);

г) проявление права собственности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) органов власти;

д) интерес со стороны коммерческих структур и капитала вообще к культуре как к сфере бизнеса.

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано или анонимно, являются абстрактными, которые в реальной действительности переплетены, дополняют друг друга, вступают во взаимные противоречия.

Такая классификация позволяет также судить об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, так и неэкономических.

Особенностью сферы культуры является расхождение (несовпадение) формальных и реальных отношений собственности. Последние могут быть скрыты под личиной различного рода пожертвований, общественных акций и выступать в виде одной, обозначенной в уставе форме собственности. Хотя реальная собственность временно или постоянно переходит к указанным участникам культурных процессов. Реальное отношение собственности на культурные ценности могут маскироваться под другие организационно-правовые формы, которые трудно опознать и выявить, либо вообще находиться вне сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).

Изменения реальных отношений собственности в сфере культуры в России происходили в дореформенный период под флагом поиска наиболее эффективных форм хозяйствования, расширяющих границы самостоятельности предприятий, усиливающих их хозрасчетную самостоятельность, поощряющих появление новых организационно-экономических форм культурного обслуживания населения.

Формальным импульсом преобразований собственности стало принятие ряда общественных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: «Об авторском праве и смежных правах», регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре, а также законы «О средствах массовой информации, «О государственной тайне», «Об экономической поддержке районных (муниципальных) газет», «О государственной поддержке российской кинематографии», законы по телерадиовещанию.

Перечисленные законодательные акты и другие информативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государственных культурных стандартов потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации.

В связи с этим в сфере культуры следует выделить несколько групп культурных ценностей.

Первая группа культурных ценностей, воплощающихся в произведениях культуры и искусства, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, нравственных и эстетических нормах и образцах поведения, языках, диалектах, национальных традициях и т.д., представляет творческий потенциал общества и его культурное наследие. Эти культурные ценности могут быть воплощены в материальном носителе или существовать вне его. Они представляют общественное, национальное или мировое культурное наследие и, строго говоря, находятся вне отношений собственности, представляют особую собственность, обеспечивая доступ к ним каждого гражданина как его неотъемлемого права. Именно поэтому государство обязано заботиться о сохранении и использовании такого рода культурных ценностей и в той степени, в какой возможно, - взять под государственную опеку.

Вторая группа культурных ценностей, предпочтительно тяготеющих к государственным и общественным формам собственности, образует те из них, которые обеспечивают удовлетворение гарантированных норм потребления услуг культуры, состав и структура которых может колебаться вследствие изменений экономического потенциала государства. Эти услуги, как правило, имеют коллективный характер потребления (при индивидуальном восприятии) и не могут быть полностью или частично предоставляться на платной основе в силу незначительного платежеспособного спроса на них со стороны населения.

Третью группу составляют культурные ценности и создающие их организации, которые, во-первых, оказывают культурные услуги, выходящие за рамки гарантированных культурных стандартов, во-вторых, могут быть разделены и предоставлены исключительно для индивидуального потребления за плату. Эти организации потенциально становятся объектами негосударственной собственности, они способны безубыточно работать и поэтому имеют определенную коммерческую привлекательность.

Наконец, четвертая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных общественных, политических или иных образований граждан, мотивы которых лежат вне экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой информации, экранные средства и т.д.) используют для достижения корпоративных целей: проведение предвыборных кампаний, формирование в определенном направлении массового сознания и типа поведения граждан. Сюда же относятся культурные образования групп граждан, организующих проведение совместного досуга. Эти организации являются объектами общественной либо частной (акционерной, паевой, долевой) собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать