Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа составил 65,6% от общего объема отпуска товарно-материальных ценностей рассмотрим гистограмму 2.4.1.
Гистограмма 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа
Из гистограммы видно, что обороты товарно-материальных ценностей в 7 кладовой превышают, по сравнению с другими кладовыми, так как в этой кладовой находятся запчасти для локомотивов, пассажирских поездов и другого железнодорожного транспорта.
Рассмотрим таблицу 2.4.2., сколько было отпущено структурным подразделениям за 2005 год
Таблица 2.4.2.
Отпуск структурным подразделениям за 2005 год
НОДХ |
2004 год |
2005 год |
% в общем объеме реализации в 2004 г. |
% в общем объеме реализации в 2005 г. |
Кол-во вагонов отправ. В адрес НОДХ с НХГ |
1 (Пенза) |
350467,9 |
344979 |
30,4 |
29,2 |
194 |
4 (Дема) |
482427 |
444420 |
34,2 |
37,6 |
198 |
5 (Ульяновск) |
213585,4 |
177925 |
15,9 |
15,1 |
105 |
6 (Сызрань) |
253734,7 |
213566 |
16,6 |
18,1 |
119 |
Абдулино |
19210 |
|
2,9 |
|
24 |
Всего |
1319425 |
1180890 |
100 |
100 |
640 |
Из гистограммы видно, что отпуск структурным подразделением снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
3.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗАПАСОВ
Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
Виды материальных запасов.
Управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов:
· Запасы производственные;
· Запасы товарные.
Каждый, из которых в свою очередь делится на три вида:
· Запасы текущие;
· Запасы страховые;
· Запасы сезонные.
Основные виды запасов представлены на рис. 3.1.1.
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а так же запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
|
|
|
|
|
Рис. 3.1.1. Основные виды запасов
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги относятся к товарным запасам средств производства. Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).
Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных различных обстоятельств, например, таких, как:
· отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
· в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
· в случае непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и точного прогноза». Однако за комфорт положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния.
Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия, оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенный периоды.
Контроль состояния запасов на предприятии может осуществляться с помощью информационных технологий.
Примерная классификация систем контроля запасов представлена на рис. 3.1.1.
Запас материалов на складе является изменяющейся величиной. Ее рост или снижение зависит от объема поступления и отпуска материалов. Каждому материальному складу устанавливается норма запаса, которая рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего срока хранения материалов на складе. От величины запаса зависит потребность в складской площади и оборудовании для хранения и транспортирования материалов. Запас материалов постоянно должен находится в пределах установленного норматива. В противном случае могут образоваться сверхнормативные запасы или будет ощущаться нехватка материалов и перебои в снабжении ими производства.
Таблица 3.1.1.
Запасы товарно-материальных ценностей Куйбышевской железной дороги
Запасы ТМЦ |
Запасы на начало года |
||
2004 год |
2005год |
% роста, снижения |
|
Материалы % к общим запасам |
1053828 61% |
1003963 47,4% |
95,3% -13,6% |
Топливо % к общим запасам |
120453 7% |
194956 9,2% |
161,9% 2,2% |
Смазка % к общим запасам |
290401,7% |
35405 2% |
121,9% 0,3% |
Материалы верхнего строения путей сообщения (МВСП) % к общим запасам |
524025 30,3% |
883515 41,7% |
168,6% 11,4% |
Итого запасы |
1727346 |
2117839 |
122,6% |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11