4.2.5. Для решения розыскных задач в дежурных частях ведутся картотеки разыскиваемых лиц:
4.2.5.1. Взятых на учет по розыскным делам, контрольно-розыскным карточкам.
4.2.5.2. По розыскным заданиям других органов внутренних дел.
4.2.6. Руководители ГОРОВД назначают ответственных лиц за ведение картотек, стендов «Их разыскивает милиция» и определяют их функциональные обязанности.
4.2.7. В крупных городах за счет местного бюджета могут создаваться бюро несчастных случаев (БНС).
4.3. На уровне МВД, УВД информационное обеспечение розыскной работы осуществляется информационными центрами при участии розыскных подразделений.
4.3.1. Для информирования органов внутренних дел о разыскиваемых преступниках и без вести пропавших ИЦ МВД, УВД по согласованию с розыскными и иными подразделениями издает розыскные бюллетени и плакаты по мере необходимости.
4.3.2. Информационные центры МВД, УВД ведут учеты разыскиваемых, опознаваемых, устанавливаемых лиц и неопознанных трупов граждан, размещают циркуляры федерального розыска. Для этой цели создаются автоматизированные информационные системы (АИС).
4.4. На уровне МВД РФ информационное обеспечение розыскной работы возложено на Главный информационный центр. В этих целях ГИЦ:
— ведет учеты разыскиваемых, опознаваемых лиц и неопознанных трупов граждан;
— издает циркуляры об объявлении и прекращении федерального розыска 'и рассылает их в ИЦ МВД, УВД;
— издает сборники-ориентировки с фотографиями состоящих на централизованном учете неизвестных больных и неопознанных трупов граждан, в первую очередь детей и жертв преступлений (по согласованию с ГУУР( ГУООП, ПВС);
— выпускает специальный бюллетень о розыске особо опасных преступников, а также гастролирующих по регионам России и за рубежом (по материалам ГУУР и НЦБ Интерпола в РФ).
5.АНАЛИЗ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Руководители органов внутренних дел и их служб решения о расстановке сил и средств и их использовании в целях розыска принимают на основе анализа оперативной обстановки. При этом информация по розыскной работе анализируется за декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год.
1. Анализ суточной информации осуществляется в МВД, ГУВД, УВД и горрайлинорганах для организации текущей работы по розыску. Анализу подлежит информация о фактах уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, правил, а также безвестного исчезновения граждан, обнаружения неопознанных трупов граждан.
2. Анализ декадной и месячной информации осуществляется в МВД, ГУВД, УВД и горрайлинорганах для своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки по линии розыскной работы, внесения необходимых коррективов в запланированные мероприятия, осуществления маневра имеющимися силами и средствами, участвующими в розыске. Анализу за указанные периоды подлежит информация о количестве разыскиваемых лиц в целом и по категориям; о фактах обнаружения граждан, личность которых не установлена; об обстоятельствах, связанных с розыском (о времени, месте, способе уклонения и т. д.); о расстановке сил и средств.
3. Анализ за квартал, полугодие, девять месяцев и год осуществляется в МВД РФ, МВД, УВД, ГОРОВД для оценки состояния розыскной работы, результатов розыска и эффективности использования при этом сил и средств; выявления факторов, влияющих на состояние розыскной работы и ее результативности, а также для разработки комплексных мероприятий по совершенствованию организации розыска.
Анализу за указанные периоды подлежит информация о количестве разыскиваемых лиц, о проделанной работе по другим направлениям розыска, об обстоятельствах, характеризующих розыск (время, место, способ уклонения и т. д.).
6.ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Организационной основой деятельности всех служб, участвующих в розыскной работе, являются перспективные, текущие и специальные планы органов внутренних дел, планы работы служб и их структурных подразделений.
Планируемые мероприятия по розыскной работе разрабатываются с учетом результатов анализа оперативной обстановки и должны обеспечивать сосредоточение сил и средств на решении актуальных вопросов розыска, поддержание их оперативно-тактической готовности к розыскным действиям, совершенствование информационного обеспечения розыска, укрепление взаимодействия служб и подразделений, использование в розыске технических средств, возможностей средств массовой информации, а также устранение причин и условий, отрицательно влияющих на состояние и результаты розыскной работы и др.
Руководители органов внутренних дел и их служб организуют исполнение планов, обеспечивают комплексное использование сил и средств в процессе розыска.
Розыск вооруженных и других преступников, представляющих повышенную общественную опасность, осуществляется органами внутренних дел по заранее разработанным планам под условным наименованием «Сирена».
В органах внутренних дел могут разрабатываться и другие специальные типовые планы по розыску.
План «Сирена» вводится в действие министрами, начальниками УВД, горрайлинорганов внутренних дел. Организация и управление задействованными силами и средствами возлагаются на штабные подразделения и дежурные части. Ими же разрабатываются указанные специальные типовые планы.
7. КОНТРОЛЬ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Руководители органов внутренних дел, служб и подразделений (в пределах их компетенции) осуществляют постоянный контроль в сфере розыскной деятельности. В этих целях они:
1. Проверяют фактическое исполнение службами основополагающих нормативных актов, планов по вопросам розыскной деятельности.
2. Изучают состояние и организацию розыскной работы МВД, УВД и горрайлинорганов.
3. Разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков, внедрению оправдавших себя на практике форм и методов розыскной работы. Обобщают материалы проверки, подготавливают выводы для доклада соответствующим руководителям и принятия по ним управленческих решений.
4. Заслушивают на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях начальников служб и подразделений МВД, УВД, ГОРОВД о состоянии розыскной работы.
5. Изучают материалы на заведение розыскных дел, дел по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскных карточек с указанием о разрешении заведения или отказа (с соответствующим обоснованием); изучают указанные дела и контрольно-розыскные карточки в процессе розыска и при его прекращении, а также контрольно-наблюдательные дела.
Для обеспечения контроля, анализа и оказания помощи в розыске преступников и без вести пропавших граждан розыскными аппаратами МВД РФ, МВД, УВД ведутся контрольно-наблюдательные дела. Они заводятся для осуществления контроля за розыском лиц, совершивших особо тяжкие преступления, пропавших без вести, возможно ставших жертвами преступлений и иных категорий по усмотрению министра, начальника УВД.
Руководители органов внутренних дел и соответствующих служб при осуществлении контроля истребуют из подчиненных аппаратов необходимые сведения и материалы по розыскной работе.
8. УЧЁТ И ОЦЕНКА РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Решая задачи розыскной работы, органы внутренних дел ведут ее учет и оценку.
В процессе розыскной работы учитываются розыскные поручения, задания, ориентировки, заявления, сообщения и другая информация, в которой содержатся сведения по фактам розыска людей, установления личности неизвестных граждан', проверочные материалы, розыскные дела, дела по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскные карточки. Материалы с результатами по розыску также учитываются и сосредоточиваются в контрольно-наблюдательном и литерном делах.
Приему, регистрации, учету и разрешению подлежат:
а) розыскные поручения, задания и ориентировки;
б) устные или письменные заявления, сообщения, содержащие сведения о розыскных фактах;
в) информация, поступившая по телефону, телеграфу, из средств массовой информации, и иные сигналы о событиях, фактах, имеющих отношение к розыску, по которым ОВД обязаны проводить проверочные действия (в дальнейшем именуется как «другая информация»),
Заявления, сообщения и другая информация о розыскных фактах поступают в ОВД в установленном порядке. Их прием и реагирование по ним являются обязанностью работников милиции.
Регистрация и учет заявлений, сообщений и другой информации о розыскных фактах осуществляются дежурной частые ГОРОВД по месту их поступления.
Регистрации также подлежат:
а) постановление органа дознания, следователя, прокурора определение суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
б) копия приговора на осужденного к исправительным работам, к отбыванию наказания в колонии-поселении и определение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбывания наказания в колонии-поселении—лишением свободы;
в) определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу, ЛТП и сообщение администрации о его побеге;
г) определение суда о розыске должника, ответчика;
д) заключение подразделений виз и регистрации об иностранном гражданине или лице без гражданства, скрывшемся от учета;
е) заявление лица о розыске родственника — гражданина Российской Федерации.
На основании регистрации информации о розыскных фактах осуществляется количественный учет и статистическая отчетность.
Органы внутренних дел по заявлениям, сообщениям и другой информации о розыскных фактах осуществляют первичную проверку. Ее результаты сосредоточиваются в проверочном материале.
В проверочный материал входят объяснения, справки и другие необходимые материалы (документы), в том числе оперативно-розыскного характера, подтверждающие или не подтверждающие достоверность полученной информации.
Розыскная работа отражается в материалах розыскного» дела, дела по установлению личности неизвестных граждан (приложение 1,2).
Учет розыскной работы осуществляется для определения эффективности деятельности органов внутренних дел, их розыскных и иных подразделений и разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Эффективность розыскной работы определяется ее конечными результатами, которые достигаются в процессе предупреждения уклонений от уголовной ответственности и отбывания наказания, а также быстрого обнаружения наибольшего числа разыскиваемых, установления личности и неопознанных трупов.
Оценка розыскной работы дается на основе анализа динамики неразысканных (неустановленных) лиц в отчетном периоде, а также динамики неразысканных (неустановленных) лиц за весь период розыска прошлых лет.
Рост указанных показателей в органе внутренних дел служит основанием к изучению состояния розыскной работы в данном органе.
По результатам изучения состояния розыскной работы дается итоговая оценка деятельности органа внутренних дел в данном направлении.