Органы государственной власти Белгородской области
Реферат
по теме: «Органы государственной власти Белгородской области».
ПЛАН
1. Порядок формирования, внутреннее устройство и организация работы Белгородской областной Думы.
2. Полномочия Белгородской областной Думы.
3. Порядок наделения полномочиями, компетенция, основания досрочного прекращения полномочий Губернатора Белгородской области.
4. Порядок формирования и полномочия органов исполнительной власти Белгородской области.
1. Белгородская областная Дума: порядок формирования, внутреннее устройство, полномочия.
Белгородская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области. Дума согласно Уставу области состоит из 35 депутатов, при этом 17 из них избираются на основе мажоритарной системы выборов по 17 одномандатным избирательным округам и 18 депутатов избираются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу. Депутатом областной Думы может быть гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. Выборы депутатов областной Думы назначаются самой Думой.
Депутаты областной Думы осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, не может превышать трех и ежегодно определяется законом области об областном бюджете (ст. 22 Устава).
Областная Дума избирает из своего состава председателя Думы, первого заместителя председателя и заместителя председателя на первом заседании Думы. Председателем областной Думы четвёртого созыва в октябре 2005г. вновь был избран А.Я.Зеликов.
Совет областной Думы согласно ст. 12 Регламента создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности областной Думы. В состав Совета с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первый заместитель и заместитель председатели комитетов и постоянной мандатной комиссии и по депутатской этике, руководители депутатских объединений.
В заседаниях Совета Думы с правом совещательного голоса вправе участвовать: главный федеральный инспектор в Белгородской области управления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; депутаты областной Думы; Губернатор области, либо лицо, уполномоченное Губернатором области; а также представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
Областная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения депутатские слушания. В областной Думе третьего созыва (2001-2005 гг.) были сформированы комитеты по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления, по социальной политике, по бюджету, финансам и налоговой политике, по развитию хозяйственного комплекса области.1
Полномочия и порядок избрания председателя и заместителей председателя Белгородской областной Думы, порядок формирования комитетов и комиссий Белгородской областной Думы и их полномочия, порядок проведения депутатских слушаний определяются Регламентом Белгородской областной Думы. Так, Постановлением областной Думы от 30 мая 2002 года был утвержден Регламент областной Думы, который состоит из общей и особенной части и включает 18 разделов и 177 статьи.
Областная Дума собирается на первое заседание не позднее, чем на 20 день после избрания в правомочном составе. Первое заседание областной Думы открывает председатель избирательной комиссии Белгородской области. С момента открытия первого заседания областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются (ст. 25 Устава). Заседания областной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. О заседании областной Думы председатель областной Думы издает распоряжение, в котором указываются дата, время, место проведения и вопросы, включенные в проект повестки дня заседания, а также круг лиц, приглашенных на данное заседание. Распоряжение председателя областной Думы о заседании областной Думы доводится до сведения депутатов в письменном виде, а для населения области через средства массовой информации не позднее, чем за 7 дней до дня заседания (ст.47, 48 Регламента областной Думы)
Внеочередные заседания областной Думы проводятся по инициативе:
а) Совета областной Думы;
б) комитетов (комиссии) областной Думы;
в) не менее одной трети от общего числа депутатов областной Думы;
г) депутатских объединений;
д) Губернатора области.
Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ перечислены в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах…»: принятие устава субъекта РФ и поправок к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.
Полномочия Белгородской областной Думы конкретизируются в статье 26 Устава области, а также в Регламенте Думы. При этом Устав области не определяет предметную сферу законодательного регулирования, а в ст.29 Устава лишь указывается, что при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений областная Дума принимает законы. В форме закона Белгородской области в случаях предусмотренных федеральным законом, Уставом или законом области принимаются также решения по вопросам осуществления иных полномочий областной Думы.
Правом законодательной инициативы обладают губернатор области, депутаты областной Думы, Правительство области, представительные органы и главы местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия Белгородской области по вопросам своего ведения (ст. 30 Устава). ФЗ «Об общих принципах…» допускает предоставление права законодательной инициативы иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации (ч.1 ст.6). Законопроекты высшего должностного лица субъекта РФ рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законодательство также, исходя из системы "сдержек и противовесов", устанавливает определенные процедурные ограничения при принятии ряда законопроектов. Так, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, связанные с расходами, покрываемыми за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом государственной власти по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный орган в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может быть менее двадцати календарных дней.
Принятый закон в течение 7 дней направляется губернатору, который в течение 14 дней со дня поступления закона обязан либо подписать и опубликовать его, либо отклонить и направить в Думу для повторного рассмотрения, представив мотивированное обоснование его отклонения либо предложение о внесении в него изменений и дополнений. В случае отклонения закона Губернатором закон подлежит повторному рассмотрению областной Думой. Дума может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. В этом случае закон подлежит в течение 14 дней подписанию и опубликованию губернатором области.
Законы области подлежат официальному опубликованию в газете «Белгородские известия» и вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Законы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Важной функцией областной Думы является участие в формировании иных государственных органов, назначение либо избрание отдельных должностных лиц: назначение на должность мировых судей и судей Уставного суда Белгородской области; назначение половины членов избирательной комиссии Белгородской области и освобождение их от исполнения обязанностей до истечения срока полномочий; назначение председателя и заместителя председателя Контрольно-счётной палаты; избрание представителя в Совете Федерации от областной Думы; согласование на должность прокурора области.
К контрольным полномочиям областной Думы относятся: осуществление контроля за исполнением законов (п. «в» с. 26 Устава); принятие решения о недоверии (доверии) губернатору области, а также лицам, замещающим иные государственные должности Белгородской области, назначение которых на должность согласовывала областная Дума (п. «д» ст. 26 Устава); осуществление контроля за исполнением областного бюджета и эффективностью использования собственности области с помощью Контрольно-счётной палаты Белгородской области (ст. 24 Устава). Задачи Контрольно - счетной палаты конкретизированы в законе области «О Контрольно-счётной палате Белгородской области» от 8 декабря 1998г.
К полномочиям Думы относится также: утверждение соглашения об изменении границ области; утверждение заключения и расторжения договоров Белгородской области; назначение областного референдума и иные полномочия.
Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) принятия ею решения о самороспуске по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;
б) роспуска Губернатором области по основаниям, предусмотренным федеральным законом в случае принятия ею закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
в) вступления в законную силу решения Белгородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) принятия федерального закона о роспуске Белгородской областной Думы (ст. 32 Устава). Следует иметь в виду, что данная норма не вполне согласуется с ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах…» (в ред. от 11 декабря 2004г.)., так как в настоящее время решение Президента России о роспуске регионального законодательного органа принимается в форме указа.