Примером комиссии как совещательного органа является Комиссия по правам человека при губернаторе области, действующая на основе положения, утверждённого постановлением губернатора от 26 сентября 2003 года. Данная комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан на территории области.
Губернатор осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Уставом и законами Белгородской области. В целях обеспечения исполнения возложенных на него полномочий губернатор формирует аппарат и утверждает положение о нем (ст. 16 Устава).
Полномочия губернатора начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с момента принесения присяги лицом, вновь наделённым полномочиями губернатора (ч. 1 ст. 10).
Полномочия губернатора области прекращаются в соответствии с ч.2 ст.10 Устава досрочно в случаях: его смерти; его отставки по собственному желанию; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты им гражданства Российской Федерации. В новой редакции Устава ст.10 дополнена частью 3 следующего содержания: «Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Белгородской области принимается Белгородской областной Думой по представлению Президента РФ, за исключением случаев отрешения Губернатора области от должности Президентом РФ».
Перечисленные основания в целом совпадают с теми, которые установлены в ст. 19 ФЗ «Об общих принципах…». Новая редакция указанного закона от 11 декабря 2004 г. содержит уточнённую формулировку нормы, закреплённой в п. «б» ч.1 ст.19, о возможности отрешения главы субъекта Федерации от должности Президентом России в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Основаниями выражения недоверия главе субъекта РФ являются:
- издание им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
- ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.
Принципиально новым основанием досрочного прекращения полномочий главы субъекта РФ является отрешение его от должности Президентом России в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных указанным федеральным законом.
В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области, а также при временной невозможности исполнения Губернатором области своих обязанностей они исполняются первым заместителем Губернатора, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.12 Устава).
2. Правительство Белгородской области: порядок формирования, структура и полномочия
Правительство Белгородской области, в соответствии со ст. 35 Устава области, является высшим органом исполнительной власти области, и в этом качестве в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов субъекта Федерации, иных правовых актов региональных органов государственной власти на территории области.
Правительство области возглавляет губернатор области, который председательствует на заседаниях Правительства и подписывает его акты. Членами Правительства области являются первый заместитель и заместители губернатора, а также начальники департаментов области, при этом первый заместитель и заместители губернатора могут одновременно являться начальниками департаментов. Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором, причём назначение начальников департаментов, осуществляющих функции управления финансами, социальной защиты населения, управления собственностью области, осуществляется по согласованию с областной Думой (ст. 36 Устава).
Правительство области возглавляет систему органов исполнительной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. В систему органов исполнительной власти области входят департаменты, комитеты, управления и комиссии, формируемые Правительством области на основании структуры органов исполнительной власти, утверждаемого Губернатором области. В соответствии с распоряжением губернатора области от 2 февраля 2006 г. № 51-р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» органами исполнительной власти области являются 6 департаментов: области:
а) финансов и бюджетной политики,
б) социальной политики,
в) имущественных и земельных отношений,
г) экономического развития,
д) строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства,
е) агропромышленного комплекса,
9 управлений: образования и науки; здравоохранения; культуры; записи актов гражданского состояния; социальной защиты населения; по труду; физической культуры и спорта; по делам молодёжи; информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования; а также комиссия по государственному регулированию цен и тарифов.
Департаменты образуются в целях проведения государственной политики и осуществления управления в установленной сфере деятельности, а также для координации деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти области. Департамент возглавляет входящий в состав Правительства области начальник департамента (ч.1 ст.38 Устава).
Комитеты, управления и комиссии образуются для осуществления функционального регулирования в определенной сфере деятельности и возглавляются соответственно председателем, начальником и председателем.
Департаменты, комитеты, управления и комиссии вправе в целях реализации возложенных на них функций образовывать свои территориальные органы в пределах территориальных единиц Белгородской области в порядке, установленном Правительством области.
Решением Правительства Белгородской области о формировании органа исполнительной власти области определяются полномочия указанного органа по решению поставленных перед ним задач, его структура и предельная численность.
В соответствии с ч.2 ст.40 Устава при формировании органов исполнительной власти области Правительство Белгородской области назначает заместителей начальников департаментов, начальников управлений, а также председателей комитетов и комиссий и их заместителей. Правительство области также назначает членов коллегий департаментов, комитетов, управлений и комиссий, если структура указанных органов предусматривает образование этих коллегий. Сотрудники департамента, комитета, управления или комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно начальником департамента, председателем комитета или комиссии Белгородской области.
Для членов Правительства области, председателей комитетов и комиссий, начальников управлений области Устав устанавливает определённые ограничения: они не вправе замещать государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, быть депутатом Белгородской областной Думы и замещать иные государственные должности субъекта Российской Федерации и государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанные лица не вправе также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ указаны в ст. 21 ФЗ «Об общих принципах…». В соответствии со ст. 42 Устава Белгородской области Правительство области:
а) осуществляет нормативное регулирование общественных отношений;
б) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
в) разрабатывает для представления губернатором области в областную Думу проект областного бюджета и проекты программ социально-экономического развития области;
г) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором в областную Думу;
д) формирует иные органы исполнительной власти области;
е) управляет и распоряжается собственностью области;
ж) предлагает органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области, постановлениям губернатора области и постановлениям правительства области, а также обжалует указанные акты в суде;
з) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы Белгородской области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья населения, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
и) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства, отцовства и детства, разрабатывает и реализует программы по развитию науки, культуры и спорта, а также государственную молодежную политику;
к) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области и постановлениями губернатора области.
Решения Правительства Белгородской области по вопросам осуществления своих полномочий, за исключением решений по вопросам осуществления нормативного регулирования общественных отношений, оформляются распоряжениями (ст. 43 Устава).
При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство области принимает постановления (ст. 44 Устава). Постановления Правительства области принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, законов области и постановлений Губернатора области и должны соответствовать указанным актам.