Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики

- недостаточным количеством боеготовых соединений и частей Вооруженных Сил на направлениях с высоким уровнем военной опасности;

- особенностями задач, решаемых совместными усилиями войск (сил) Вооруженных Сил;

- условиями их выполнения.

Кроме того, как показывает опыт использования формирований подобного типа развитыми государствами, они характеризуются высокой эффективностью действий и перспективностью применения.

Для создания ОГВ (с) потребуется решить ряд важных вопросов:

- определение достаточного и сбалансированного ее состава;

- выбор целесообразного способа ее создания;

- установление перечня и определение содержания мероприятий по ее созданию, а также порядка и последовательности их выполнения к установленному времени;

- определение порядка организации правления разнородными войсками и разноведомственными формированиями, взаимодействия между ними, а также всестороннего обеспечения.

Применение войск в существующей организационно-штатной структуре со штатным вооружением и традиционных формах в некоторых случаях может привести к большим жертвам среди мирного населения, значительным разрушениям и экологическим катастрофам. Это вызывает необходимость установления определенных ограничений по составу войск, а также оснащения их высокоточными средствами поражения и оружием нелетального действия.

Состав ОГВ (с), роль и место в ней видов Вооруженных Сил и других войск, а также их техническая оснащенность будут зависеть от характера действий противника, поставленных задач, физико-географических особенностей и удаленности районов боевых действий, реального  состояния Вооруженных Сил и других условий обстановки. В состав группировки, намечаемой для участия в вооруженном конфликте, могут быть включены общевойсковые соединения и части, соединения (части) артиллерии, авиации и ПВО из состава военного округа, дислоцированные вблизи района конфликта, а на приморском направлении – и силы флота, а также формирования Пограничных, внутренних войск и Минюста. Такая группировка по своему составу может достигать масштаба общевойсковой армии или корпуса.

Объединение усилий и координацию действий всех участвующих в вооруженном конфликте или локальной войне органов управления, войск, сил и средств, а также различных государственных и местных органов власти следует возлагать на представителя Президента Российской Федерации в административном округе, а по военным вопросам – на командующего военным округом (ОСК).

5. Опыт деятельности оперативных групп, представляющих другие министерства и ведомства в ходе первой и второй кампании, показал, что, в силу своей недостаточной подготовленности к участию в боевых действиях, проводимых по плану операций объединения, они были не в состоянии подготовить целесообразные предложения командирам по применению подчиненных сил и средств в них. Поэтому, с самого начала военного конфликта в Чечне возникла потребность в координации их действий. В результате разобщенности действий оперативных групп срывались сроки проведения военных действий, утрачивалось взаимодействие, и зачастую происходила утечка информации.

Другой, не менее важной проблемой было то, что при отсутствии каких-либо наработок или готовых методик командирам при подготовке операции было практически невозможно организовать взаимодействие со всеми формированиями различных силовых структур одновременно на нескольких направлениях и поддерживать его в ходе ведения операции. Особенно остро этот вопрос стоял при организации и овладении городом.

Особенностью организации взаимодействия явилось то, что в состав группировки входили соединения, части, подразделения с различным предназначением, организационно-штатной структурой, укомплектованностью, вооружением и техникой, отличающиеся своими возможностями и системой управления. Все они предназначались для выполнения задач, возложенных на данное министерство, но, ни одна из них не имела опыта совместных действий.

Поэтому, результаты исследования, условий организации и поддержания взаимодействия формированиями Вооруженных Сил с другими войсками показали необходимость разработки методики работы командующего и управления группировкой войск (сил) по организации их эффективного применения в интересах достижения целей операции.

Особую сложность при подготовке и проведении военных действий представляла организация взаимодействия между частями и подразделениями, оснащенными разнотипными средствами связи. Несовместимость технических средств в различных частях и учреждениях затрудняло создание единой системы связи, вынуждала направлять на пункты управления взаимодействующих соединений, частей и подразделений, технику связи и АСУ Вооруженных Сил. Это вызывало необходимость обмениваться оперативными группами, что в значительной степени увеличивало время осуществления управленческих циклов, количество отрабатываемых документов, отвлекало офицеров от работы по управлению войсками для передачи данных обстановки на пункты управления других войск.

В интересах устранения противоречий, сложившихся между оперативностью процесса управления формированиями ОГВ (с) и взаимодействия, осуществляемого между ними, с одной стороны, и несоответствием технических возможностей их средств управления, с другой стороны, необходимо создать унифицированную технику связи и управления и оснастить ею все войска, привлекаемые для разрешения внутреннего вооруженного конфликта.

6. Военно-политическое решение на применении военной силы в интересах разрешения вооруженного конфликта  было принято, однако, отмобилизования частей и подразделений, предназначенных для ввода в Чеченскую Республику, не проводилось. Вместо этого, Генеральный штаб вынужден был встать на порочный путь создания свободных формирования, который по определению не были готовы к боевым действиям вообще, и особенно внутри Российской Федерации. Первая кампания особенно страдала оттого, что в течение длительного времени в бой вводились недоукомплектованные части с личным составом, не имеющим необходимой выучки.

В ходе последующих действий выявилось несовершенство, и даже ущербность нашей системы подготовки и накопления резервов (впрочем, это не явилось неожиданностью для военного командования всех уровней).

Как ни прискорбно это признавать, но в США действует гораздо эффективная система. Рано или поздно и нам придется вводить систему, аналогичную американской, но с учетом нашей потребности, возможностей, географических, национальных и других особенностей. Разумеется, внедрение такой системы подготовки, и накопления резервов потребует дополнительных ассигнований. Кроме этого, потребуется решительный перелом во взглядах и мышлении военных руководителей.

Плохо обстоит дело и с подготовкой офицерского запаса. Большинство офицеров запаса вообще никогда не служили в армии. Они получили свои звания на военных кафедрах гражданских вузов и в ходе кампании показали полнейшую неспособность управлять подразделениями или исполнять дальнейшие обязанности по службе. Нередко подразделения, во главе которых стояли офицеры запаса, на марше и в бою были неуправляемыми. Опыт применения ОГВ (с), да и всех достаточно крупных учений, свидетельствуют о том, что система их подготовки требует решительной и коренной перестройки, как, впрочем, и система подготовки кадровых офицеров.

Низкая укомплектованной частей и подразделений личным составом по мирному времени, экстренное их доукомплектование при непосредственной подготовке операции показали необходимость проведения не только боевого улаживания подразделений, но и одиночной подготовки личного состава, для чего затрачивалось значительное время (10 и более суток). Опыт показал, что первоначально одиночную подготовку личного состава целесообразно проводить в пунктах постоянной дислокации с максимальным использованием учебно-материальной базы, а затем совершенствовать ее в районах боевых действий. Боевой потенциал подразделений в значительной степени находился в зависимости от необходимости замены личного состава, выслужившего свои сроки, в ходе боевых действий и восполнении потерь.

7. В связи с тем, что ведение активных боевых действий против иррегулярных формирований Чеченской Республики не предусматривалось (по крайней мере, политическим руководством первоначально такая задача перед войсками не ставилась), организационно-штатная структура частей и подразделений, предназначенных для ввода в Чечню, была стандартной.

ОГВ (с) пришлось втянуться в боевые действия против отрядов и групп НВФ, которые использовали методы партизанской войны. Федеральным силам противостоял противник, имевший в своем составе хорошо подготовленные в военном отношении и обладающие боевым опытом формирования. Эти формирования дополнялись многочисленным пополнением, действовавшим с фанатичным упорством и решимостью. Перед федеральными силами предстал противник, не только хорошо подготовленный в морально-идеологическом отношении, защищавший свою территорию, но и коварный.

Первые же месяцы таких боевых действий показали, что в ОГВ (с) ощущался недостаток мотострелковых подразделений, подразделений охраны и обслуживания.

Вместе с тем, анализ боевых действий позволяет сделать вывод: корректировка организационно-штатной структуры частей, соединений и объединений возможна лишь с поступлением в войска новых образцов вооружения, военной и специальной техники. В связи с этим, целесообразно предусмотреть модульную структуру полков и бригад оперативного назначения. Базовым элементом должен стать батальон оперативного назначения, способный выполнять задачи, как в составе полка (бригады), так и самостоятельно. В равной мере это касается и парашютно-десантного батальона ВДВ и десантно-штурмового батальона морской пехоты Вооруженных Сил.

Основополагающим фактором, влияющим на изменения форм и способов ведения боевых действий, а также определяющим направления изменения организационно-штатной структуры войск, является уровень развития системы вооружения, военной и специальной техники. Опыт двух чеченских кампаний предусматривал неадекватность компонентов средств разведки, связи, АСУ и поражения.

На повестке дня стоит вопрос скорейшей разработки и внедрения в войска боевой экипировки и средств выживания личного состава, напрямую влияющих на эффективность действий, как отдельно взятого военнослужащего, так и подразделения в целом.

8. С первого дня своей деятельности в Чечне российским войскам пришлось решать разнообразные задачи, значительная часть которых была им не свойственна, например, длительная охрана коммуникаций и разнообразных объектов путем выставления постоянных блокпостов. Такие задачи для командиров всех степеней, от командующего ОГВ (с) до командира взвода, были новыми, так как выполнение этих функций Вооруженными Силами и внутренними войсками не предусматривались. Требований уставов и наставлений по этим вопросам не имелось. Вырабатывать соответствующую тактику командирам приходилось непосредственно в ходе боевой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать