Разумеется, приобретенный опыт обобщался в материалах военно-научных конференций и учебных пособиях, активно использовался в практике ОГВ (с), однако, к сожалению, в основополагающих нормативных документах он отражения до сих пор не нашел.
Практика боевых действий ОГВ (с) против вооруженных отрядов и групп НВФ показала, что основным тактическим подразделением, решавшим судьбу боя, являлся батальон. Даже в крупномасштабных действиях, в которых принимало участие значительное количество войск, батальона, как правило, имели зоны ответственности и действовали в них самостоятельно, правда, в рамках единого плана. Роль командира батальона в Чечне была весьма значительна. Он должен был уметь правильно использовать все имеющиеся в его распоряжении сила и средства, в том числе артиллерии, а также авиацию, которую он имел право вызывать для поддержки своего батальона. От подготовленности командира батальона зависели успех боя и операции, жизнь людей и сохранность боевой техники.
В ходе боевой деятельности российские войска применяли весь арсенал тактических приемов, выполнения которых требовали уставов и наставления. Появились и широко применялись новые приемы, обусловленные местными условиями и характером боевых действий, например, блокирование объектов или зон подразделениями Вооруженных Сил и их прочесывание формированиями внутренних войск, боевые действия по уничтожению противника в горных пещерах и схронах.
Получило дальнейшее развитие тактика засадных действий, направленная против караванов противника, доставляющих оружие и боеприпасов с территории Грузии. Засады планировались в ОГВ (с) и перекрывали сразу максимально возможное количество маршрутов в соответствующей зоне.
В горных условиях Чечни не всегда могла успешно применяться имеющаяся боевая техника. В связи с этим возникли и широко применялись не предусмотренные уставами и наставлениями такие элементы боевых порядков подразделений, как бронегруппы. Они представляли собой сведенные под единое командование боевую технику подразделений и приданные им танки и артиллерию (кроме переносимых минометов). Действуя по истинным для техники направлениям, бронегруппы поддерживали огнем свои подразделения. Нередко они выполняли и самостоятельные задачи, например, использовались для завершения блокирования объектов противника на отдельных участках кольца окружения, охраняли позиции артиллерии, командные пункты, пункты материально-технического снабжения и др.
9. Боевые действия в Чечне, особенно в первой кампании, выявили серьезные недостатки в боевой подготовке солдат, сержантов и офицеров. Одиночная подготовка солдат и сержантов не отвечала в полной мере требованиям боя. Причины заключались в несовершенстве программ обучения, неоправданной экономии материальных средств (боеприпасов, моторесурсов техники, горючего и т.п.), а также в том, что обучаемые часто отрывались для выполнения различных хозяйственных и строительных работ. Личный состав показал слабую физическую выносливость и низкую психологическую устойчивость при действиях в горах, при высоких температурах и ночью. Наиболее подготовленными в этом отношении оказались солдаты и сержанты частей ВДВ, СпН и разведывательных подразделений мотострелковых частей и подразделений, СпН внутренних войск.
Выявились недостатки и в подготовке офицеров. Особенно это касалось тех из них, которые длительное время проходили службу в сокращенных частях и частях кадра. Большинство из них слабо владели оружием своего подразделения, многие не умели организовывать боевую подготовку и воспитание личного состава, не могли в полной мере организовывать бой и всесторонне его обеспечить. Вместе с тем нельзя все недостатки валить на командиров взводов, рот, батальонов и им равных. Их просчеты и промахи в организации боевых действий виднее сверху. Однако, горький опыт первый дней анализировался и учитывался не оперативно, что зачастую приводило к повторению недостатков другими командирами и подразделениями. Заслуживают упрека, прежде всего, старшие руководители и организаторы боевых действий, которые стремились решать задачи по разгрому боевиков в кратчайшие сроки, без достаточной и тщательной их подготовки и обеспечения, что явилось основной причиной неоправданных потерь в личном составе.
В работе командиров и штабов зачастую наблюдалось стремление применять в бою классические формы и способы боевых действий без учета ТВД и тактики противника. Проявлялись недостатки в организации взаимодействия и всех видов обеспечения.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость коренным образом пересмотреть все вопросы боевой подготовки как личного состава (включая офицеров), так и подразделений (в рамках проводимой военной реформы). Следует творчески использовать опыт иностранных армий применительно нашим особенностям и условиям. Крайне необходимо в боевой подготовке полнее учитывать специфику каждого ТВД, больше внимания уделять одиночной подготовке всех категорий военнослужащих, а также подразделений до батальона включительно. Учить всех солдат и сержантов взаимозаменяемости и особенно ведению огня из всех видов оружия взвода и роты, включая и оружие, установленное на бронеобъектах.
10. Войска, выполняя задачи по восстановлению конституционного строя и разоружении НВФ в Чеченской Республике, столкнулись с качественно новыми обстоятельствами, принципиально не типичной для них оперативной обстановкой, которая может быть охарактеризована как широкомасштабный внутренний вооруженный конфликт. Характер и масштабы этого конфликта были таковы, что потребовали привлечение в зону боевых действий части и подразделения группировки войск общего назначения Вооруженных Сил и других войск.
Попытки решить возникающие проблемы традиционными способами, присущими действиями, характерным для региональной и ли локальной войны против другого государства, в условиях внутреннего вооруженного конфликта во многих случаях не позволяют достигнуть необходимого эффекта, ведут к утрате инициативы, развалу элементов управленческого цикла, что, в конечном счете, ставит под угрозу претворение в жизнь принятого решения и приводит к неоправданным человеческим жертвам.
Данное обстоятельство предопределяет направленность и необходимость формирования современной концепции применения группировок войск общего назначения во взаимодействии с другими войсками в вооруженном конфликте. В соответствии с ней необходимо разработать как общетеоретические положения, так и практические рекомендации по их применению, определить их состав, формы применения и способы действий, а также разработать и внедрить систему управления и направления целенаправленной подготовки Объединенных группировок войск (сил), предназначенных для боевых действий в вооруженном конфликте на территории своей страны.
11. Сегодня информационное противоборство стало одним из ключевых приоритетов развития вооруженных сил ряда стран.
Администрации США удается доминировать в мире, управляя с помощью методов информационной войны развитием событий в выгодном для себя направлении, в любой точке планеты. Так, оценка военно-политической обстановки, сложившейся после террористических актов в США 11 сентября 2001 года, показывают, что его военно-политическое руководство, используя хорошо отработанную методологию завоевания и удержания информационного превосходства, навязала руководству большинства стран мира такой темп ведения внешней политики, который во многом превосходит традиционный для этих стран темп выработки и принятия военно-политических решений.
В период проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике российские войска впервые столкнулись с хорошо организованной руководством Чечни системой ведения информационной войны. В ней упор делался на информационно-психологическое противоборство. Против личного состава российских войск действовало свыше 60 профессиональных специалистов «психологической войны».
Опыт показал, что практически за весь период 1994-2001 годов Силовые министерства так и не смогли полностью использовать тот потенциал, который был заключен в информационном превосходстве над противником, и только на завершающем этапе второй чеченской кампании удалось переломить ситуацию и достичь информационного превосходства над НВФ.
Таким образом, анализ применения ОГВ (с) показал, что успех военных действий напрямую зависит от уровня организации информационного противоборства и его эффективности. В интересах разрешения конфликта на самых ранних его стадиях необходимо полная концентрация всех сил военно-политического руководства страны для предотвращения (снижения) угрозы развязывания военного конфликта, нейтрализации (снижения) информационного воздействия со стороны иностранных государств (противника) на личный состав, информационные ресурсы, а также системы управления войсками и оружием.
Таким образом, анализ действий бандформирований показал, что в целом тактика их действий на территории была и остается общей для всех незаконных вооруженных формирований, базировалась на основных принципах партизанской борьбы, сочетающей в себе диверсионно-террористическую деятельность с элементами общевойскового боя.
Однако анализ замыслов и действий федеральных сил позволяет выявить одну и ту же общую для них ошибку – это шаблонные действия, планирование и ведение действий без учета физико-географических условий, национальных, культурных особенностей, обычаев, нравов, пренебрежение сложившимися, неоднократно проверенными жизнью положениями уставов, наставлений.
Я надеюсь, что исследования основных направлений тактики действий внутренних войск по опыту в Северо-Кавказского региона в 1994-96 г.г., в 1999 г. и в последующие годы, а так же итоги военных действий двух чеченских кампаний окажут помощь профессорско-преподавательскому составу в образовательном процессе, при подготовке и выполнении внутренними войсками задач в рассматриваемых условиях.
В заключение следует отметить, что сделанные выводы и рекомендации не претендуют на всесторонность и глубину раскрытия темы.
Также выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей разработки данной темы.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.- 96с.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении" // Российская газета. 2001. 2 июня.
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
4. Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». // СЗ РФ. 1997. №6.Ст. 711.
5. Временное наставление по службе штабов внутренних войск МВД России. Утверждено приказом МВД России №544 дсп от 15 октября 1996г.
6. Можаев М.Н. Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при совместном выполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения чрезвычайного положения. Дисс…канд. юрид. наук. – М.: Академия управления МВД РФ. 2001. – С. 15-85.
7. Шувалов С.В. Административно-правовой статус внутренних войск в системе МВД России в обеспечении, охране и защите порядка и безопасности. Дисс … канд.юрид.наук. Саратовская гос.академия права. Саратов. 1998. - С.141-145.
8. Боевой опыт действий внутренних войск МВД России на территории Чеченской республики (1994-1996г.). Отчет по НИР «Терек». - М.: ГКВВ. 1998. 107с.
9. Сборник аналитических материалов для изучения опыта действий ВВ МВД России в контртеррористической операции на территории Северокавказского региона (осень 1999г. - зима 2000г.). - М.: ГКВВ. 2000. 110с.
10. Сборник материалов по обобщению опыта действий соединений и воинских частей группировки в составе ОГВ (с), выполняющих задачи в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. - М.: ГКВВ. 2003. 147с.