Основы сертификации

10) Патентно-правовые, которые имеют важное значение при определении конкурентоспособности продукции.

Ко второй группе относятся показатели, характеризующие качество изготовления. Эти показатели могут быть оценены с помощью коэффициента дефектности или индекса дефектности, которые будут рассмотрены ниже.

Экономическими показателями данной группы являются: затраты промышленности на устранение и переделку брака; расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.

Третья группа показателей характеризует достигнутый уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. К ним относятся фактические значения основных свойств изделий, заложенных в них при разработке и производстве.

Любая оценка качества продукции подразумевает сопоставление характеристик оцениваемого предмета с аналогичными свойствами других изделий. За эталон для оценки качества изделия могут быть приняты :

конкретная реально существующая продукция, реализация которой на данном рынке приносит ее производителю наибольшую экономическую выгоду;

гипотетическая продукция, качество которой в максимальной степени обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей;

стандарт, признанный в стране покупателя. Технический уровень и качество каждого изделия, каждого вида продукции характеризуются большим количеством показателей, общая классификация которых установлена Методическими указаниями по оценке уровня качества промышленной продукции (РД 50-149-79). Для важнейших видов продукции номенклатура показателей технического уровня и качества устанавливается специальными государственными стандартами, определяющими систему показателей качества продукции.


5.5.2.3. Количественная оценка качества продукции (квалиметрия)

При оценке качества по ГОСТу 15467-79 в соответствии с основными положениями квалиметрии (см. п. 3.9) могут быть применены следующие показатели.

1) Единичный показатель качества продукции - это показатель, который характеризует одно из свойств изделия. Примерами единичных показателей могут служить: наработка радиоприёмника на отказ; интенсивность отказов резистора; калорийность топлива; коэффициент вариации проволоки по толщине; долговечность автомобиля и т.д.

2) Комплексный показатель качества продукции характеризует изделие по нескольким свойствам. Он может включать несколько простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых свойств). В качестве примера комплексного показателя может служить коэффициент готовности

 ,

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв- среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности) .

Таким образом, коэффициент готовности зависит от двух свойств изделия - безотказности и ремонтопригодности.

Другим примером комплексного показателя качества продукции является показатель К0, вычисляемый как средняя взвешенная величина:

, (5.1)

где Кi - показатель i-го свойства оцениваемой продукции; ai - коэффициент весомости показателя Кi.

Из формулы (5.1) следует, что данный показатель характеризует "n" различных свойств продукции. Этот показатель представляет собой условную величину, выражаемую в условных единицах, например, в баллах, и реального физического содержания не имеет.

3) Определяющий показатель качества продукции. Этот показатель часто используют для принятия решения об оценке качества изделия. Свойства, учитываемые определяющим показателем, в свою очередь, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий показатель является комплексным, его называют обобщённым.

4) Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

При сроке службы более одного года интегральный показатель запишется в следующем виде:

 ,

где Пс - суммарный полезный годовой эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, шт и т. д.); Зс - суммарные капитальные затраты на создание продукции; j(t) - поправочный коэффициент на срок службы в течение "t" лет,

 ,

(здесь Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности);

Зэ - суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонт и др. текущие затраты).

Для экспортируемой продукции интегральный показатель качества  ,

где Пс - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции потребителем в конкретных условиях его страны; Зс - единовременные затраты покупателя на приобретение товара; 3t - суммарные эксплуатационные затраты в t-ом году в условиях страны покупателя; Т - срок службы изделия.

Наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться величина, обратная ему и называемая "удельные затраты на единицу эффекта".

5) Индекс качества продукции. Это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, равный среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции.

Пример1. Имеется "s" различных видов продукции, для каждого из которых определен комплексный показатель качества в рассматриваемом периоде Кi (i=1,2,...s), а также соответствующие базовые значения показателей Кiб. Индекс качества в этом случае ,

где bi - коэффициент весомости данного вида продукции,

(Сi - стоимость продукции i-го вида в рассматриваемый период).

Пример2. Для всех видов продукции установлены три группы качества, определяемые баллами В1, В2, В3. Если в рассматриваемый период была выпущена продукция этих групп на суммы соответственно С1, С2, С3, то индекс качества ,

где Вср, Вср.б - средний балл продукции соответственно за оцениваемый и базовый периоды, Вср = b1×В1 + b2×В2 + b3×В3 ,

где bi - коэффициент весомости i-ой группы продукции,

.

6) Коэффициент дефектности продукции представляет собой среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции. Для определения коэффициента дефектности берётся выборка из "n" единиц продукции и в ней подсчитываются все дефекты, разбитые заранее на "а" видов. Для каждого вида дефекта устанавливается коэффициент весомости – rj (j = 1,2,...,а).

Коэффициент весомости может быть определён экспертным методом или по стоимости устранения дефекта данного вида. Коэффициент дефектности в данном случае  ,

где mj - число дефектов каждого вида в выборке.

7). Относительный коэффициент дефектности можно вычислить по формуле ,

где Д0 - базовое значение коэффициента дефектности, соответствующее определённому базовому периоду производства.

8) Индекс дефектности продукции - это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции. Пусть предприятие выпустило за определённый период "s" видов продукции при стоимости каждого вида Сi.

Индекс дефектности этой продукции  .

Коэффициент весомости в данном случае можно высчитать по формуле ,

где Qi - относительный коэффициент дефектности i-го вида продукции.

9) Коэффициент сортности продукции - это отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт. Он может применяться для оценки качества работы определенных предприятий, производящих разносортную продукцию:

 ,

где s - количество сортов продукции, выпускаемой предприятием; Сi - стоимость единицы продукции i-го сорта; Сн- стоимость единицы продукции наивысшего сорта; qi - объём выпущенной продукции i-го сорта.

10) При оценке уровня качества продукции в эксплуатации и потреблении наиболее объективно такую оценку дают суммарные затраты, связанные с использованием приобретённого товара по назначению.

Комплексным показателем уровня качества продукции в этом случае могут быть суммарные затраты на эксплуатацию и ремонты, отнесённые к единице времени:

,

где Сk (t) - суммарные затраты на эксплуатацию продукции с наработкой по "k" показателям качества; Rр - суммарные затраты на восстановление значений по "р" показателям качества до их номинальных значений.


5.5.2.4. Методы определения показателей качества продукции

Для определения показателей качества могут использоваться следующие методы:

1) инструментальный (выполняется на основе технических средств измерения);

2) расчётный (осуществляется на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров;)

3) регистрационный (основан на наблюдениях с последующим подсчётом числа определяемых событий, предметов или затрат);

4) органолептический (осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств человека. Точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих показатели качества. Применяется для определения качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителя. Выражается обычно в баллах);

5) экспертный осуществляется на основе решений, принимаемых экспертами (подробнее об этом методе в [47]);

6) социологический основывается на анализе мнений фактических или возможных потребителей.


5.5.2.5. Моральное старение продукции

Моральное старение продукции - это процесс постепенной относительной потери качества продукции при сохранении абсолютного значения её показателей. Моральное старение происходит в результате создания нового, более высококачественного изделия и удешевления производства изготавливаемой продукции.

Постепенно продукция, которая была по своему качеству лучше других конкурирующих изделий, начинает относительно ухудшаться. Затем продукция переходит в более низкую категорию качества и, наконец, через какой-то период времени продукция морально устаревает, и её применение по сравнению с другой аналогичной продукцией становится экономически невыгодным (момент времени Тн на рис. 5.3).

В это время необходимо начать производство новой, более высококачественной продукции. С этой новой продукцией с течением времени произойдет то же самое - она постепенно морально устареет. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности необходимо своевременно обновлять выпускаемую продукцию.

Процесс морального старения отражает действие объективного экономического закона. Поэтому его необходимо учитывать при обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать