Основы сертификации

Знание характера процесса морального старения продукции (см. рис. 5.3) позволяет достаточно точно определять продолжительность выпуска продукции высокого качества, время постановки и снятия ее с производства.

Т

 

Рис. 5.3. Механизм процесса старения продукции: К - относительный уровень качества; Т - время; Тн - момент времени морального старения старой продукции и начала выпуска новой продукции; Твп1 (Твп2)-период времени выпуска продукции П1 (П2,) по высшей категории качества; Т1п1 (Т1п2) - период времени выпуска продукции П1 (П2) более низкого качества; Т2п1 - период времени выпуска морально устаревшей продукции П1; Тпрп3 - период времени проектирования новой продукции П3; Тппп3 - период времени подготовки производства новой продукции П3


Зная или прогнозируя цикл проектирования новой продукции, подготовки производства, можно планировать сроки начала и окончания проектирования.

Процесс морального старения отражает действие объективного экономического закона. Поэтому его необходимо учитывать при обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.

 

5.5.2.6. Оптимальный уровень качества

Необходимый уровень качества продукции должен определяться результатами экономического анализа, который позволяет оптимизировать соотношение между уровнем качества, совокупными затратами ресурсов и полезным эффектом продукции.

При моральном старении качество можно повысить постепенным усовершенствованием изделия, на что потребуются определённые затраты.

На рис. 5.4 приведена динамика полезного эффекта и затрат по мере усовершенствования изделия (роста уровня качества). В зоне I соотношение затрат на повышение качества и эффекта от этого повышения таково, что данная продукция убыточна. Зона II является зоной нормального использования продукции, в которой затраты на улучшение качества меньше, чем полезный эффект. В зоне III дальнейшее совершенствование продукции нецелесообразно. Изделие подлежит замене на новое, прогрессивное.

В общем виде затраты на продукцию складываются из затрат на изготовление и эксплуатацию (рис. 5.5). Чем выше качество изготовления изделия, тем ниже расходы на эксплуатацию. Оптимальный уровень качества такой, при котором суммарные затраты наименьшие. Кроме того, оптимальное качество это такое качество, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на её создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.


Рис. 5.5. Зависимость затрат от уровня качества продукции:

1 - затраты на изготовление продукции; 2 - затраты в процессе эксплуатации; 3 - суммарные затраты


 

Рис. 5.4. Динамика полезного эффекта (ПТ) и затрат (3) по мере усовершенствования изделия (роста уровня качества): 1 - полезный эффект; 2 - затраты


Достижение оптимального уровня качества продукции должно исходить не только из необходимости снижения затрат на её изготовление, но и из целесообразности увеличения показателей качества продукции. Зачем, скажем, долговечность некоторых деталей и узлов в 20 лет, если срок морального старения и физического износа не превышает 10 лет.

Поэтому необходимо стремиться закладывать и обеспечивать такие показатели качества отдельных деталей и узлов, которые бы определялись сроком морального старения и физического износа изделия в целом. При этом необходимо повышать качество в первую очередь наиболее слабых узлов, стремясь довести их качество (например, долговечность) до оптимального значения (например, до срока морального старения и физического износа). Во многих случаях нужно повышать не все показатели качества, а только некоторые из них.

Таким, образом, оптимальный уровень качества - это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество нужно повышать, в других - оставлять неизменным, в третьих - возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделия.


5.5.3. Управление качеством продукции

В 70-80-х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше — в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных, конструкторских разработок, при выборе поставщиков комплектующих изделий и материалов, на всех стадиях производства и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании у потребителя и утилизации после использования.

Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования выпускаемой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание на основе эффективной системы "обратной связи" и планирования, учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества.

Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления — системой управления качеством.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество [8]. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

В настоящее время можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

системы, соответствующие требованиям стандартов ИСО серии 9000;

общефирменные системы управления качеством (ТQМ — всеобщее управление качеством — Тоtаl Quality Маnаgement);

системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий и дипломов по качеству [8].


5.5.3.1. Системы качества по международным стандартам ИСО серии 9000

При заключении контракта на поставку продукции или оказание услуг потребитель стремится иметь определённые гарантии того, что изделия или услуги на протяжении всего срока действия контракта будут высокого качества. Поэтому кроме согласованных технических условий в контракт вносят требования к системе качества, а также к проверке системы качества на предприятии у поставщика.

В 1986 году вышли в свет, а в 1994 г. и в 2000 г. пересмотрены международные стандарты ИСО серии 9000, в которых изложены рекомендации по разработке систем качества.

Вместе с выпущенным ранее терминологическим стандартом ИСО 8402-94 они образовали основополагающий комплекс международных документов, охватывающий почти все возможные области применения.

В России данные стандарты приняты для прямого использования в виде государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 - 96 (ИСО 9001: 94), ГОСТ Р 9002 - 96 (ИСО 9002: 94), ГОСТ Р 9003 - 96 (ИСО 9003: 94) и рекомендаций по их применению.

ГОСТ Р 9001 - 96 (ИСО 9001: 94) "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании" используется тогда, когда система качества у поставщика должна обеспечить соответствие определённым требованиям к продукции на стадиях исследования и проектирования, производства, транспортирования и хранения, монтажа и эксплуатации. Этот ГОСТ является наиболее полным из стандартов данной серии. В нем рассмотрены требования к системе качества по таким вопросам, как: ответственность руководства; система качества; периодический анализ контракта; управление проектированием; действия по управлению документацией; закупки продукции; продукция, поставляемая потребителям; идентификация продукции и прослеживаемость; управление процессами; контроль и проведение испытаний; контрольное, измерительное и испытательное оборудование; статус контроля и испытаний; действия по управлению несоответствующей продукцией; корректирующие воздействия; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка; регистрация качества; подготовка кадров; техническое обслуживание; статистические методы.

ГОСТ Р 9002 - 96 (ИСО 9002: 94) "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже" используется в том случае, когда система качества у поставщика должна обеспечивать соответствие определённым требованиям к продукции на стадии производства, транспортирования, хранения и монтажа.

ГОСТ Р 9003 - 96 (ИСО 9003: 94) "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях" используется в том случае, когда соответствие определенным требованиям к продукции должно обеспечиваться поставщиком только в процессе контроля и испытаний готовой продукции.

Выбор модели для обеспечения качества применительно к конкретной ситуации должен быть выгоден как потребителю, так и поставщику. Для обеспечения максимальной эффективности и удовлетворения требований потребителя система качества должна соответствовать конкретному виду деятельности, выпускаемой продукции или предоставляемой услуге. Поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества может включать подсистемы по определённым видам изделий.

С 15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов ИСО серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31августа 2001 г. и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000:

q                   ГОСТ Р ИСО 9000—2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

q                   ГОСТ Р ИСО 9001—2001 Системы менеджмента качества. Требования. Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Эти системы могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать