3) причины происходящих событий,
4) выводы и источник информации
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать1. Однако, если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся методом ассоциаций, удается добиться того, что амнезия устраняется.
На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимательности, наблюдательности с применением осмысленных приемов заучивания Можно рекомендовать следующие приемы развития памяти:
1. Повторение заученного. Известно, что К. Маркс постоянно занимался повторением даже того, что им было хорошо усвоено. «У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти. Он изощрял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля наизусть статьи на незнакомом языке»1. Работник юридической профессии должен периодически освежать а памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и просматривать источники, продумывать полученную информацию и т. д.).
2. Целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить путем специальных упражнений:
а) заучивание цифрового материала,
б) заучивание прозы и стихов,
в) запоминание образов.
В последнем случае можно рекомендовать метод известного художника Айвазовского.
К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. Если вам понадобится в считанные секунды оценить обстановку или запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные с помощью этого метода, вам очень пригодятся.
3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.
Гигиена памяти
Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник юридического труда должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:
1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том, что избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;
2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;
3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении, жиров и углеродов.
Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность
1.2. Мышление и интуиция в решении задач
Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.
Мышление протекает на вербальной основе. Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, – писал ИП Павлов, – ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли»1. Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами:
1) непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается,
2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обобщение Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это поведение по каким-то критериям на отдельные части.
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе
Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является данное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение индивида на отдельные признаки – действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:
1) общие как сходные признаки;
2) общие как существенные признаки.
Следовательно, всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются, в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические закономерности мышления.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышления:
1) наглядно-действенное,
2) наглядно-образное,
3) отвлеченное (теоретическое) мышление1.
Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития; человек прибегает к помощи мимики и жестов, анализируя и синтезируя объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действия или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем полнее и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение.
Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мыслительных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения
В процессе жизнедеятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления изолированно, работник юридического труда не является исключением.
Практическое мышление осуществляется путем использования общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) и классификации, систематизации, структурирования1. Практическое мышление носит творческий характер.
Кратко остановимся на качествах творческого мышления.
1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле просто. Например, следователь использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8