Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознан­ностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-пережи­вания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств   нравственные,  эстетические и  интеллектуальные (познавательные).

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали Система нравственных чувств состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патрио­тизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с ми­ровоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств ле­жит врожденная потребность человека в эстетическом пережива­нии. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эсте­тические чувства становятся активными двигателями поведения людей.

В работе юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Большое значение они приобретают для коммуникативной связи, поскольку тот, кто спо­собен откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной активностью человека. Они возникают в процессе гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интел­лектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства являются импульсом усиливаю­щим потребности к познанию и стимулирующим эмоции человека1.

Если профессиональная деятельность протекает успешно в эмоциональной сфере у работника юридического труда соз­дается состояние эйфории (повышенная оживленность, разго­ворчивость), с преобладанием положительных эмоций. И, наобо­рот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридиче­ского труда, в совершенстве владеющих своей профессией, тако­го спада, как правило, не происходит.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме ин­тенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста или стать причиной болезни. В этих случаях говорят о эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоцио­нальный стресс происходит в результате накопления отрица­тельных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнитель­ность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Устойчивость любого человека, как юридического работни­ка, так и клиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями системой его эмоциональной тренировки и тща­тельным обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных  сложных ситуаций и т. д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности психика, как и сознание формируются в деятель­ности. Содержание тренировки базируется на концепции психо­логии о взаимосвязи чувств и физических действий Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через дей­ствие. Применяется и аутогенная тренировка, которая представ­ляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуа­циях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладно­кровным в напряженных ситуациях.

Это объясняется тем, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении говорящем, например, о расслаблении мускулату­ры эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, в мозг поступают слабые ответные сигналы, что успокаивающе действует на чело­века. Особенно важно расслабление мышц лица, т. к. они посы­лают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего тела. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему.

Юрист-практик, освоивший навыки аутогенной тренировки, приобретает уверенность в своих силах, а это благотворно ска­зывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способ­ствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность.




2. Психологические  особенности выполнения

служебных задач сотрудниками ОВД

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Пра­воохранительная деятельность большинства юридических профессий про­текает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шабло­на будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепен­но накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятель­ность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирова­ния. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующе­го законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоцио­нальность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается от­рицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

 Профессиональная юридическая деятельность – в основном, деятель­ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор­ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре­ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор­ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об­щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе­ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен­ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ­ственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда – выявление рацио­нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь­ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси­хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре­бования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня­тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от­ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет­ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи­зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д1.

 В судопроизводстве поиск истины – это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни­мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко­нечной цели – установлению истины. В этой деятельности выделяются сле­дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер­ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди­ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ­ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль­ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек­тивным требованиям данной профессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать