В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства края. Определив для себя целевые рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.
В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления (Таблица 3).
Таблица 3 – Прибытие туристов, млн. чел.[7]
Регион |
Прибытие |
Ежегодный прирост |
|||||||
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
97/98 |
99/98 |
00/99 |
01/00 |
|
Мир* |
567,4 |
599,0 |
619,7 |
636,6 |
656,9 |
5,6 |
3,5 |
2,7 |
3,2 |
Европа* |
338,4 |
353,7 |
370,6 |
381,9 |
385,9 |
4,5 |
4,8 |
3,1 |
1,0 |
Россия** |
41,3 |
42,8 |
43,7 |
44,1 |
46,0 |
3,6 |
2,1 |
4,3 |
2,0 |
Краснодарский край** |
1,9 |
2,2 |
2,6 |
3,4 |
4,0 |
15,7 |
18,1 |
30,7 |
17,6 |
Геленджик** |
0,52 |
0,61 |
0,72 |
0,80 |
1,0 |
17,3 |
18,0 |
11,1 |
25,0 |
Статистика, приведенная в Таблице 2, позволяет охарактеризовать роль Геленджика в мировом, отечественном и региональном туризме. Из Табл. 2 видно, что доля Геленджика (по прибытиям туристов) В мировом туризме в 2001 г составляет всего 0,15%, в российском туризме - 2,2%, а в туризме Краснодарского края, который занимает первое место в России,- 25%. Среднегодовые темпы прироста в показателях прибытий за 5 лет по Краснодарскому краю составляют 20,5%, а по курорту Геленджик - 17,8%. Мир и Европа имеют меньшие, но более устойчивые показатели.
В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
В таблице 4 приведены сравнительные данные по размещению туристов в здравницах Геленджика.
Таблица 4 – Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг
Тип здравниц |
Количество койко-мест |
||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Санатории, профилактории |
3520 |
3483 |
3378 |
3864 |
6868 |
Пансионаты |
7583 |
7083 |
7590 |
10005 |
10169 |
Дома отдыха |
1506 |
1506 |
1506 |
1450 |
1139 |
Турбазы |
4192 |
3690 |
4070 |
3750 |
2380 |
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря |
11825 |
10630 |
9835 |
9830 |
10133 |
Базы отдыха |
13628 |
12290 |
10612 |
8670 |
6849 |
Кемпинги |
980 |
980 |
980 |
980 |
575 |
Гостиницы |
1090 |
1090 |
1090 |
1090 |
1686 |
Всего |
44324 |
40752 |
39061 |
39500 |
38935 |
В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников, непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта .
Основные ресурсы города-курорта Геленджик для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.
Все это - главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 1).
Рисунок 1 – График загрузки туристами курорта Геленджик за период 1997 – 2002 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 5.
Таблица 5 – Основные цели прибытия туристов
Цель прибытия (причина) |
Сезонный период, % |
Внесезонный период, % |
Лечение |
24,4 |
48,8 |
Оздоровление |
25,2 |
42,4 |
Отпуск (каникулы) |
49,5 |
8,1 |
Деловые цели |
0,3 |
0,2 |
Прочие причины |
0,6 |
0,5 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Из таблице 5 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14