Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление. На практике это выглядит так: исполнитель, допустив одну ошибку (фальшивая нота, неверно сыгран­ный пассаж и т. д.), начинает активно переживать свою неудачу, т.е. мысленно возвращаться к ней, что, безусловно, отвлекает от решения чисто творческих задач. Он перестает думать о следую­щей фразе, фрагменте и т. п., и тем самым совершает вторую ошибку, так как игровые движения исполнителя, не подкрепленные мыслью, неизбежно приведут к срыву — остановке. Следователь­но, особую важность приобретает развитие у музыканта навыков перспективного мышления за инструментом, что помогает прео­долеть допущенную ошибку и способствует успешному выступле­нию на эстраде.

На сцене может случиться и так, что в какой-то момент ис­полнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты — серьезный экзамен для психики и нервов со­листа. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу.


Заключение

 

Исполнительская деятельность музыканта – неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Чтобы самостоятельно определить слабые  стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную и продуктивную методику психофизиологической подготовки к концертному выступлению, нужно обладать немалым объемом знаний о этой проблеме.

В своей работе я попытался обосновать необходимость введения комплекса психотехнических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую практику, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению. А так же рассмотрел теоретические аспекты сценического волнения в музыкальном исполнительстве: влияние механизмов самоконтроля и волевой регуляции на индивида, с точки зрения психофизиологии,  обозначил понятие оптимального сценического состояния и нейротизма и реактивности нервной системы музыканта.

Руководствуясь своим небольшим опытом, рекомендациями выдающихся музыкантов и научными трудами психологов в этой области, я представляю ряд практических методов по воспитанию оптимального сценического самочувствия: предварительное проигрывание, медитативное погружение, ролевая подготовка перспективное мышление, концентрированное внимание.

Затрагивая тему сценического волнения нельзя обойти стороной опыт выдающихся театральных деятелей. В частности, в работах К.С.Станиславского этой проблематике уделяется большое внимание. Здесь можно выделить некоторые, на мой взгляд, полезные для музыкантов исполнителей элементы актерской техники: установление «сценической доминанты», «сверхзадачи» и «сквозного действия»; ограничение уровня эмоциональной активации в экстремальных условиях публичности; создание «кругов внимания».

Описывая подготовительную работу музыканта к концертному выступлению, я попытался выделить и  систематизировать основные временные периоды, отделяющие исполнителя от выхода на сцену. Каждый из этапов обосновывает необходимость внесения корректив в тактику подготовки музыканта. Наряду с первоначальными, возникают  все новые задачи, требующие своевременного решения,  возникают новые психологические ощущения, вследствие приближения волнующего события и уровень готовности, к показу на публике программы, а следственно, появляется и необходимость внедрения новых методов  подготовки музыканта к выходу на публику.

Дать однозначный рецепт, для того чтобы твое выступление  всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, не один из методистов и музыкантов исполнителей. Каждый человек неповторимая индивидуальность, и следственно, методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, мы можем затем сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями.

Общение с  публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь исполнитель-музы­кант не только воздействует па аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателем. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта исполнителя.  Полная отдача воплощению музыкального образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического страха.

 


Список используемой литературы.


1.     Баренбойм.Л.А«Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка

2.     Бассин Ф. В. «О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»:  установка  и значимость.  В кн.:  Бессознательное. Природа, функции,  методы,  исследования.   Тбилиси:  Мецниереба,   1985. т.  IV,  с. 435.

3.     Гат Й. «Техника фортепианной игры». — М.—Будапешт, 1967, с. 226.

4.     Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве» — В кн.: Исполнительское ис­кусство зарубежных стран, вып. 1

5.     Булыго К. «Проблемные ситуации в обучении баяниста».  В кн.:  Баян и бая­нисты.   Вып.  6.  М.:   Сов. композитор,   1984,  с. 69—86.

6.     «Вопросы воспитания музыканта-исполнителя». Сборник трудов. Вып. 68 /государственным музыкально-педагогический институт им. Гнесеных; ответственный редактор кандидат педагогических наук Б. Л. Кременштейн. М.:Издание Гос. муз.-пед ин-та им. Гнесеных 1983г. с.168

7.     «Вопросы музыкального исполнительства и педагогики». Труды ГМПИ им.Гнесеных, выпуск XXIV. 1976г. М.:Печатник с.290

8.     «Вопросы музыкально-исполнительского искусства». Выпуск 4. редактор Екатерина Сазонива. М.:Музыка 1967г. с.374

9.      «Вопросы музыкально-исполнительского искусства». Пятый сборник статей. М.:Музыка. 1969г., с.358

10. ГринбергМ.И «Статьи. Воспоминания. Материалы» сост. А.Г. Ингер. М.: Сов. Композитор, 1987. с.304

11. Иванников.В.А «Психологические механизмы волевой регуляции». М.:Издательство МГУ 1991. с.142

12. Капустин.Ю.В «Музыкант и публика» Л.:Знание, 1976г. с.40

13. Капустин.Ю.В «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед.-Л.:Музыка, 1985г., с.160

14. Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век», 2004. с.469

15. Клименко В.В «Психологические тесты таланта».- Харьков: Фолио, СПб: Кристалл 1996г.- с.414 (Семейный альбом)

16. Коган.К. «У  врат   мастерства».  М.;  Музыка,  1969, с.132

17. Крайг.Г., Бокум Д. «Психология развития» 9-ое издание – СПб: Питер, 2004. 940с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

18. Кузовлев  В. «Дидактический принцип  доступности  и  искусство педагога». В кн.:  Баян и баянисты.   Вып. 2.М.: Сов.композитор, 1974, с. 3—11.

19. Маккиннон Л. «Игра наизусть». Л.: Музыка,  1967,  125 с.

20. Метнер.Н.К «Повседневная работа пианиста и композитора»    М.:Музгиз, 1963.

21. Нейгауз.Г.Г  «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство, 1961, 318с

22. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога». 5-е издание – М.:Музыка, 1988г., 240с.

23. Никифоров.Г.С «Самоконтроль человека» - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. 192с.

24.  Петрушин Валентин Иванович «Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей» М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997г., 384с.

25. Пятигорский.Г.  «Виолончелист. Исполнительское искусство зарубежных стран», вып.5. 1970 М.. Музыка, с. 127-215.

26. Савшинский.К.С «Работа пианиста над музыкальным произведением». М. —Л.: Музыка, 1964, 183 с.

27. Савшинский.К.С «Режим и гигиена работы пианиста». Л.: Сов. композитор, 1963,114 с

28. Станиславский.К.С Собрание сочинений в 9-и томах. Т.3. «Работа актера над сбой в творческом процессе воплощения»/Вступительная статья Б. А. Покровского; общая редакция А. М. Смелянского. М.:Искусство, 1990. 508с.

29. Теплов.Б.М « Психология музыкальных способностей».  —  М.—Л.,   1947, с. 255.

30. Фейнберг С.Е «Пианизм как искусство». М.: Музыка,  1969, 586 с.

31. Липс.Ф.Р «Искусство игры на баяне».- М.: Музыка, 1998.– 144с

32. Шумилин А. Т., Цепов В. М.» Инкубация в творческом поиске». В кн.: V-й семинар  по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1986, 64с

33. Гольденвейзер.П. «О фортепианном  исполнительстве. Вопросы музыкально-исполнительского искусства» вып.2.Стр73


[1] Нейгауз Г.Г  «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство, 1961,стр173

3 Нейгауз Г.Г  «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство, 1961,стр.152.


4   «Rolling Stones in their own words». (1977) London, p.46

5 Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век», 2004. стр320.


6  Станиславский К. С. Собр. соч.: В З т. Стр. 269

7 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т, т З.стр. 270

8 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т, т З.стр. 271

9 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8т, т З. стр271

10 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8т. т 2. Стр. 324-325

11 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 2.Стр. 321

 

12 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 6.стр. 79


 

13 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 2. Стр. 99

14 Станиславский К. С. Собр. соч. В8т. т 1.Стр. 43-44

15 Станиславский К. С. Собр. соч. В8т. т 1.Стр. 301

 

 

 

16 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2.Стр. 101

 

17 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 6 Стр235

19 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2 Стр102

20 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2 Стр121

 

 

 

21 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2.Стр. 122

22 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 2.Стр. 94

 


 

 

 24 Коган Г. М. «У врат мастерства». Работа пианиста. — М., 1969, с. 324.

 


25  Гат. Й. «Техника фортепианной игры». — М.—Будапешт, 1967, с. 226.


26 Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве». — В кн.: Исполнительское ис­кусство зарубежных стран, вып№1.с69

27Теплов Б«Психология музыкальных способностей».  —  М.—Л.,   1947, с. 255

.


28 Метнер Н. К. «Повседневная работа пианиста и композитора». — М., 1963, с. 19.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать