Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Отсюда можно определить задачи доминантного этапа подготовки музыканта к концертному выступлению:

1)Определить значимость и влияние процессов – самоконтроля и волевой  регуляции на исполнительское искусство музыканта.

2)Формирование сценического самочувствия по системе К.С.Станиславского

3)Воспитание творческого воображения музыканта, как  необходимого элемента  успешного исполнительства.

4)Пути преодоления мышечных зажимов исполнителя

     5)Определение роли музыканта в общении с публикой.

 

2.1. Самоконтроль и волевая регуляция.

 

Публичное выступление связано с ситуацией оценки высту­пающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. Это вызывает рост психической напряженности, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость проявления выработанных психических процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, двигательных реакций. В условиях психической напряженности человеку не всегда удается контролировать свои действия управляющей си­лой воли. Но у музыкантов, обладающих исполнительской ода­ренностью, как это было, например, у Листа и Паганини, со­стояние эстрадного волнения вызывает особый подъем духа, помогающий им в выступлении.

Способность находиться в наилучшем концертном состоянии, тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости. Са­мое же главное здесь — горячее желание выступать перед слушате­лями и общаться с ними посредством музыки. У тех, кто не обла­дает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.

Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:

·          отсутствуют навыки психической мобилизации на испол­нение;

·          не сформирована потребность в выступлении перед слу­шателями;

·          отмечается высокая личностная тревожность и как след­ствие этого —   снижение эмоциональной устойчивости;

·          исполняемые произведения недостаточно хорошо выуче­ны;

·           сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;

·          внутренняя установка направлена не столько на исполне­ние произведения в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности.

Профессиональные достижения музыканта оказываются об­условленными не только его природными способностями и на­личием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают спо­собность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели. Настойчи­вость и упорство, самостоятельность и инициативность, вы­держка и самообладание, смелость и решительность — эти чер­ты волевого поведения по-разному претворяются в деятель­ности музыканта. Умение затормозить нежелательные им­пульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения.

В наибольшей мере навыков волевого поведения требует дея­тельность в экстремальной ситуации. В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на экзамене или конкурсном соревновании.

 

 

2.1.1.Воля

 

Интерес к проблеме воли заметно усилился в настоящее время.  Воля как психический феномен находит свое конкретное выражение посредством осуществления волевого усилия, продолжительность которого следует рассматривать как ис­тинную меру воли. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления и саморегулирования. Термин «волевая регуляция» нужно понимать в том смысле, что при его употреблении речь  идет о каком-то определенном виде саморегуляции, в протекании которой наряду с другими психическими механизмами  включено  волевое усилие. Иначе говоря, психическая саморегуляция приобретает волевой характер, когда ее привычный, нормальный ход по тем или иным причинам затруднен (например, в условиях концертного выступления, когда  психика музыканта испытывает достаточно сильное напряжение), поэтому достижение конечной цели требует со стороны субъекта приложения дополнительных сил, повышения собственной активности  для преодоления возникшего препятствия. В психологической литературе не так уж редко можно встретить термин  «волевой контроль».  Говорится, например, о волевом контроле над чувствами и мыслями, о возможно­сти контролировать с помощью воли сознательную умственную деятельность  и  воображение.  Деятельность   человека   может  осуществляться  с   помощью двух    основных  видов    действий — волевых  и    импульсивных, принципиальная  разница  между которыми состоит в наличие  в первом  и отсутствии во втором сознательного самоконтроля. Обратимся вновь к термину «волевой контроль» и попытаем­ся показать, что в самом сочетании составляющих его слов за­ложен двойственный смысл. С одной стороны, его употребле­ние может быть уместно, когда речь идет о запуске самоконтро­ля с помощью волевого усилия. Например, ученику не хочется (в силу лени) проверить, да, может быть, еще и не один раз, насколько безошибочно он  выучил заданную пьесу.  Но, руководствуясь чувст­вом ответственности и учебного долга, он все же посредством, волевого усилия заставляет себя сделать это, преодолевая воз­никшее внутреннее сопротивление.  С другой стороны,  акцент в   понимании обсуждаемого термина может быть смещен  на, включенность самоконтроля в протекание волевого усилия. В этом случае имеется в виду, что самоконтроль помогает воле­вому усилию не уклониться от намеченного пути, тем самым; предотвращая напрасные, неоправданные энерготраты, не связанные с достижением конечной цели. Иными словами, при та­ком  взгляде на сущность термина  в нем  подчеркивается  роль самоконтроля в обеспечении адекватности приложения волевого усилия. Насыщенность волевого усилия    актами самоконтроля может в общем случае определяться различными, субъективными  и  объективными  факторами.  Оптимальным  со­отношением между ними следует признать такое, при котором распределение энерготрат на их реализацию решается все-таки в пользу волевого усилия. Чрезмерный самоконтроль будет не­оправданно истощать их общую энергетическую основу, снижая тем   самым   эффективность  волевого  усилия.  И  наоборот,  чем более рационально распределятся акты самоконтроля, тем боль­шие энергетические возможности могут быть высвобождены на проявление волевого усилия, тем более интенсивным и развер­нутым во времени может оно стать.

В процессе саморегуляции и воля и самоконтроль могут выступать по отношению друг к другу в качестве объекта воз­действия, т. е. как формирование волевых навыков и качеств протекает под неослабным контролем сознания, так и воспита­ние потребности, а также умений в самоконтролировании нуж­дается в поддержке со стороны волевых усилий.

 

2.1.2.Психомоторика

 

Говоря о механизмах  психофизиологической саморегуляции  необходимо обратить внимание на тот факт, что большой вклад в понимание закономерностей управления движениями был сделан Н. А. Бернштейном. Н. А, Бернштейн считал, что прибор самоконтроля,    представляет собой  интереснейший  и  пока  глубоко загадочный  физиологи­ческий объект. Саморегулирование и самоконтроль всех отправлений организма, замечает Н. А. Бернштейн, яв­ляется твердо установленным в настоящее время фактом. Все двигательные функции группируются по иерархическим уровням.    Процессы самоуправле­ния  можно соотнести с  «возглавляющим» или  «вышележащим  управляющим прибором центральной нервной системы», а саморегуляцию с периферическим    двигательным  аппаратом. Когда   саморегуляция оказывается не в состоянии справиться с создавшимся положением своими средствами, он подаст сигнал тревоги в «возглавляющий аппарат - самоконтроль», который, только    и  может необходимым образом перепрограммировать всю стратегию совершаемого действия и соответственно ввести в случае возникшей необходимости новый эталон действия  в  процесс саморегуляции.

Эффект психомоторной деятельности будет самым непосредственным   образом  зависеть  от  того,   насколько  полно   и   правильно  окажутся  сформированными  и затем  воспроизведенными из   памяти человека    представления о движении,    которое он    намеревается  совершить. Эти представления    выполняют регулирующую функцию,  выступая  в  механизме самоконтроля. B качестве эталонов, человек сличает предпола­гаемые или уже реально достигнутые результаты своей деятель­ности (выученные произведения).  Саморегуляция  движений  перестает  быть  оптимальной,    если в «аппарат сличения» поступают из памяти неверные эта­лоны.  Это приводит    к нарушению  не только    точности познания и оценки сигналов, но и точности коррекции выпол­няемого    действия. Оперирование    неправильными    образцами движений при выполнении психомоторной деятельности может повлечь за собой объективное недостижение цели или получе­ние некачественных результатов.

Целенаправленное движение есть в то же время движение сознательное и контролируемое.  При этом «сознательный контроль над всеми этапами двигательного акта может совер­шаться    в достаточной мере лишь при условии   определенного темпа  движений;   при  большой  скорости  движения  этот  конт­роль частично утрачивается, и в психически обусловленном дви­жении    получают  перевес    автоматические  компоненты». Задержанная сенсорная обратная связь  (зрительная и слуховая)  приводит к нарушениям в движениях, которые проявляются в виде снижения активности и увеличения времени их исполнения, появлении    повторных движений, медленной и ограниченной адаптации к новым усло­виям. Изменения в организации движения сопровождаются по­явлением характерных ошибок: пропуск нужных и вместе с тем введение дополнительных действий, нарушение последовательности движения. На завершающем    этапе овладения тем или иным    видом психомоторной    деятельности  формируются  и  входящие  в    ее структуру отдельные двигательные навыки. Самоконтроль орга­ничным  образом   встраивается  в общую  мелодию исполнения навыка, как бы сливаясь в одно неразрывное целое с его содер­жанием. При этом процесс реализации двигательного навыка и включенного    в него самоконтроля протекает неосознанно

 

2.1.3.Самоконтроль психических состояний

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать