Планирование аудиторской проверки
Контрольная работа
по предмету «Аудит на предприятиях»
2004
Введение........................................................................................................ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ.................................. 5
1.1. Состав процесса планирования, принципы и этапы....... 5
1.2. Оценка системы внутреннего контроля................................ 9
1.3. Программа аудиторской проверки......................................... 12
2. АУДИТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ УЧЁТА ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ, НА РАСЧЁТНОМ, ВАЛЮТНОМ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ.......................... 15
2.1. Программа аудиторской проверки......................................... 15
2.2.Необходимые аудиторские процедуры................................ 16
Заключение............................................................................................... 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 20
Введение
В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
К таким субъектам отнесены:
- банки и другие кредитные учреждения;
- открытые акционерные общества;
- организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;
- страховые организации и общества взаимного страхования;
- товарные и фондовые биржи;
- инвестиционные институты;
- внебюджетные фонды;
- благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц;
- другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности, при определённых критериях (объём выручки от реализации продукции за год превышает 500 тыс. МРОТ, или сумма активов баланса на конец года превышает 200 тыс. МРОТ)[1]
В условиях рынка предприятия, кредитные организации, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности компании или банка и соблюдения им законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны руководства в случаях конфликта между ним и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1.1. Состав процесса планирования, принципы и этапы
Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том. что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.
Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита»[2]. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
Для других случаев эти требования носят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг).
В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с учетом следующих частных принципов:[3]
— комплексности;
— непрерывности планирования;
— оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской фирме следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности клиента и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской фирмой.
При планировании следует выделить такие этапы:
— предварительное планирование;
— подготовка общего плана аудита;
— составление программы аудита.
Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Аудитору следует ознакомиться с:
— организационно-управленческой структурой клиента;
— видами хозяйственной деятельности;
— структурой капитала;
— технологическими особенностями производства;
— уровнем рентабельности;
— основными покупателями и поставщиками;
— существованием дочерних и зависимых организаций. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
—- устав клиента;
— протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;
— учетная политика;
— бухгалтерская отчетность;
— внутренние отчеты контролеров;
— материалы налоговых проверок;
— материалы судебных и арбитражных исков;
— беседы с руководством и исполнительным персоналом;
— информация, полученная при осмотре основных участков, складов клиента.
На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская организация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.