В MHIDAS содержится информация по более чем 10000 аварий, которые происходили с 1964 года. В основном все эти аварии имели место в США и Великобритании, однако поступает информация и из других стран.
Большинство аварий связаны с транспортировкой, использованием в технологическом процессе или хранением опасных химических веществ.
Все аварии, регистрируемые в MHIDAS, оказывали воздействие на объекты вне промзоны (т.е. негативное влияние на людей, собственность и окружающую среду вне территории предприятия), либо потенциально могли оказать такое воздействие.
Отчеты об аварийных ситуациях, содержащиеся в MHIDAS, составлены квалифицированными специалистами в области промышленной безопасности. Иногда также включается информация из газетных публикаций. Как правило, отчет составляется по прошествии одного года после аварии. Это позволяет завершить все исследования, подытожить выводы и окончательно оценить последствия.
База данных FACTS
Эта база данных была составлена научно-исследовательской организацией TNO при правительстве Нидерландов.
База данных FACTS содержит информацию по 20000 авариям, что в два раза больше, чем в MHIDAS.
Некоторые данные в FACTS поступают из газетных публикаций об авариях, содержатся также и более подробные данные, взятые из правительственных докладов, а также статей в газетах и журналах. Много информации заносится не экспертами в области безопасности, а секретарями.
База данных FACTS содержит следующую информацию, которую можно разделить на три раздела:
- Списки аварий, составленные в соответствии с предметом поиска
- Краткий обзор конкретной аварии
- Расширенное описание конкретной аварии
База данных по аварийным ситуациям
Это относительно новая база данных, содержащая около 8000 подробных отчетов по авариям и предаварийным ситуациям, составленных Институтом инженеров химиков Великобритании, организацией соблюдающей профессиональные интересы инженеров-химиков.
Описание 3000 аварий было взято из внутренних отчетов одной крупной компании (British Petroleum / BP Chemicals), которые составлялись в течение многих лет и подарены Институту инженеров химиков на условиях использования содержащихся в них информации в целях обеспечения безопасности производственной деятельности. Информация, содержащаяся в этой базе не доступна из других источников.
Отчеты об авариях написаны квалифицированными специалистами и большинство отчетов содержат раздел «Уроки аварий». Поиск необходимой информации значительно легче, по сравнению с другими базами данных.
Полная версия «Базы данных по аварийным ситуациям» может быть приобретена на компакт-диске и позволяет многократно получать любую имеющуюся информацию в полном объеме. Также можно обратиться в Институт инженеров химиков и получить информацию за определенную плату.
Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта
Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта (The National Transportation Safety Board – NTSB) является структурным подразделением правительства США. Комитет занимается регистрацией отчетов по авариям и катастрофам и публикует выдержки из данных документов в Интернете. Также, существует возможность получения некоторых отчетов через Интернет или бесплатного заказа доставки полной версии отчетов.
Все аварии, регистрируемые NTSB, имеют отношение к транспортной инфраструктуре. Это трубопроводы, дороги, железнодорожные перевозки опасных продуктов.
Данная база данных не является поисковой, и для того, чтобы найти необходимую информацию, нужно знать некоторые детали происшествия или аварии.
Бюллетень о мероприятиях по предотвращению потерь
Этот бюллетень - не база данных, а специализированный журнал, в котором публикуются отчеты об авариях и предаварийных ситуациях, а также статьи по обеспечению безопасности промышленного производства. Журнал издается Институтом инженеров химиков (см. раздел База данных по аварийным ситуациям данного текста). Редакцией приветствуется статьи и иная информация, поступающая от предприятий, на которых происходили аварии или возникали предварийные ситуации. Статьи написаны профессионалами и содержат глубокое изучение самих аварий и причин их вызвавших.
На дискете, предоставленной Институтом инженеров-химиков, описываются 100 наиболее значимых аварий.
Остальную информацию по авариям и катастрофам можно почерпнуть из книг Тревора Клетза (Trevor Kletz) и трехтомника профессора Лиса (F.P.Lees) «Мероприятия по предотвращению потерь в обрабатывающей промышленности» (Loss Prevention in the Process Industries). Естественно, вышеописанные труды не содержат данных по последним авариям.
MARS
Система отчетности по крупным авариям (Major Accidents Reporting System – MARS) функционирует под эгидой Европейской Комиссии в Объединенном исследовательском центре в Испре (Италия).
Официальные власти стран-членов ЕС обязаны предоставлять в MARS отчеты по крупным авариям. В свою очередь, Еврокомиссия обязана вести своего рода «книгу учета», как важный элемент предотвращения серьезных аварий в будущем.
База данных доступна через Интернет в режиме on-line. Нажимая на кнопку с номером инцидента можно открыть отчет о данном происшествии. Некоторые из этих отчетов достаточно детальные, в других содержится краткая информация.
Отчеты также публикуются в ежегоднике, выпускаемом Объединенным исследовательским центром в Испре.
Все аварии анализируются экспертами, и приводится описание прямых и сопутствующих причин аварии.
7.2. Предаварийные ситуации. Базы данных и предаварийные ситуации. Простые методы определения опасностей HAZID. Анализ “что произойдет, если”. Карты контроля безопасности.
Предаварийные ситуации
Аварийные ситуации – это происшествия или события, происходящие на предприятии, в результате которых могла бы произойти серьезная авария, но не произошла по той или иной причине.
Крупная авария происходит при наступлении множества неблагоприятных обстоятельств в одно и то же время. Если одно или более из этих обстоятельств не осуществляются, создается предаварийная ситуация.
На среднестатистическом предприятии предаварийные ситуации случаются каждую неделю.
Опыт показывает, что количество предаварийных ситуаций на каком-либо предприятии тесно связано с числом крупных аварий, незначительных аварий и аварий, при которых происходит порча имущества. Для наглядного представления этих взаимосвязей используется следующая пирамида аварий:
Используя эту пирамиду можно сказать, что если на предприятии возникает 1 предаварийная ситуация в неделю, можно ожидать одну крупную аварию каждые 12 лет.
Цифры немного изменяются, в зависимости от проведенных исследований и типа рассматриваемых предприятий, но сам принцип довольно прост для понимания и легок в употреблении.
Установлено, что основная причина большинства аварий – неудовлетворительное функционирование системы управления безопасностью. В соответствии с требованиями новой Директивы Seveso II, операторы на предприятиях обязаны описывать и документально оформлять существующую систему управления безопасностью.
Важнейшим элементом любой системы управления безопасностью являются отчетность и широкая публикация данных о предаварийных ситуациях. Предаварийная ситуация дает уникальную возможность руководству предприятия извлекать уроки аварии, которая могла бы произойти, но к счастью не произошла. Факторы, повлиявшие на возникновение предаварийной ситуации, могут быть приняты во внимание, и вероятность возникновения настоящей аварии снижается.
Сокращение количества предаварийных ситуаций приведет к сокращению количества серьезных аварий и всеобщему улучшению характеристик безопасности.
При составлении отчетов по происшествиям на предприятии, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Составить отчет по предаварийной ситуации
2. Изучить природу происшествия
3. Классифицировать происшествие
4. Если необходимо, представить производимые модификации или изменения технологического процесса
5. Если необходимо, представить изменения в системе управления безопасностью
6. Опубликовать информацию о происшествии внутри компании
7. Опубликовать информацию о происшествии за пределами компании (в зависимости от степени конфиденциальности).
Простые методы определения опасностей (HAZID)
Целью данного раздела являются:
- обеспечение понимания цели предварительного определения угроз (опасностей);
- обзор методов, которые могут быть использованы для предварительного определения опасностей.
В процессе оценки риска анализ опасностей выполняет роль базы, на которой основываются многие элементы системы управления безопасностью и управления при чрезвычайных ситуациях. В целом, анализ опасностей должен документально зафиксировать существующие угрозы безопасности, относительную вероятность крупных аварий и их возможных последствий. В соответствии с Директивой Seveso II, опасность – это «неотъемлемое свойство опасного вещества или реальной ситуации, связанное со способностью нанести ущерб здоровью человека или окружающей среде».
Существует несколько способов анализа опасностей и оценки риска. Можно использовать либо качественный, либо количественный подход к ситуации, каждый из которых способен обеспечить правильное представление о безопасности ситуации, если применяется последовательно. Выбор метода зависит от конкретной ситуации или вида риска. В любом случае предпринимаемые усилия должны соответствовать степени возможного ущерба.
Как правило, анализ опасностей представляет собой последовательный процесс, цель которого - соблюдение в полной мере всех требований безопасности. Этот процесс состоит из следующих шагов:
Шаг А – Предварительное определение опасностей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24