Полисемия в древнерусском языке

Весьма примечательным следует счесть то обстоятельство, что значения тождественные, подобные или построенные на той же общей идее, отмечаются у некоторых словообразовательных продолже­ний корня *та1(ег)-: материк "сруб дома"; матёрье "внутренность храма или вообще какого-либо большого здания"; матица, матка "несущая балка (кровли и пола)", "киль судна", "матня; центральная часть невода", "рыболовный снаряд; верша", "конусообразная плетенка рыболовного снаряда морды" и проч., а да­лее русское слово на территории Удмуртии матер и к "часть пруда, где протекают воды питающей его реки или подземного источника", "русло", "стержень, фарватер реки", "кряж", "густой, дремучий лес; крупнолесье [то есть "срединная, основная часть леса"]" (словарь).

Сказанное дает основание для предположения о том, что в слове де­тинец нужно усматривать аналог слову матка, матица "база, основа, осевая, центральная или главная часть; основание, причина, корень, ис­точник множеством частных реализаций этой общей и широкой се­мантики, включая анатомические ("внутренний орган женского тела, в котором развивается плод"): внутреннюю крепость или кремль должно рассматривать как корень, центр, метрополию  в противоположность периферии - внешней крепости {острогу) и, далее, некрепостной застройке {посадам).

Итак, первоначально древнерусское детиньц, восходя к праславянскому "(анатом.) матка" (иначе говоря, "детское место"), представляет со­бою метафору, которая, отталкиваясь от широкой идеи "основы, ба­зы, ц е н т р а, истока, н а ч а л", сводит ее к градостроительному и  градооборонительному понятию "внутренняя крепость, кремль (как пространственный центр и историческое начало города)".

В изменениях значений славянизмов отражаются многие идеи и образы, свойственные христианской фило­софской литературе. Так, представление о ничтожности, смертности материального и величии, бессмертии ду­ховного отразилось в истории слова прахъ, заимствован­ного из старославянского языка. Первоначально старо­славянское прахъ, как и русское порохъ, означало любое сыпучее вещество (пыль, пепел и т. п.). Однако для церковно-книжных памятников было типично употребление слова прахъ по отношению к останкам человека, напри­мер: «приникахомъ бо и къ гробу всегда... что убо тамо видьхомъ бра(т)е... не попелъ [т.е. пепел] ли и прах» («Огласительные поучения Феодора Студита»). Иные употребления слова (в значениях «пыль», «порошок») постепенно уступают место этому наиболее типичному употреблению (ср. «мир его праху» и т. п.). Русское по­рохъ употреблялось в иных жанрах (его фиксации в церковно-книжных памятниках единичны), называя чаще все­го пыль, а также порошок (обычно лекарственный). С XVII в. в деловой письменности это слово стало упот­ребляться преимущественно для называния сыпучей взрывчатой смеси, передав свои первичные значения другим словам (пыль, порошок).

И слово предать, и слово прах получили свои новые значения сходным путем — путем так называемого се­мантического «заражения» (французское). Этот образный   термин   введен   французским   ученым М. Бреалем (84, стр. 206). Явление семантического «зара­жения» состоит в том, что постоянное, типизированное употребление слова для изображения одной и той же си­туации, в одном и том же словесном окружении (контек­сте) приводит к тому, что другие, более редкие употреб­ления становятся невозможными. Слово получает в язы­ке то значение, которое оно раньше выражало совместно с другими словами контекста. Оно получает значение этого контекста, «заражается» значением от контекста.

Путем семантического «заражения» изменяли свои значения многие славянизмы. Это очень важный процесс в истории литературного языка. Мы рассмотрим его под­робнее на примерах еще трех славянизмов. Речь пойдет о глаголах с приставкой про-: превзойти, превознести и преставиться.

В истории этих слов очень много общего. Все они первоначально означали перемещение в пространстве:

превъзити — «высоко взойти», превъзнести — «высоко вознести», преставитися — «переместиться».

Глагол превъзити употреблялся обычно для передачи древнегреческого глагола бяерронусо — «I) переходить, переступать, пересекать; 2) превосходить, превышать». Прямое (первое) значение этого греческого слова слага-лось из значений его частей: приставка пер- соответст­вует старославянской приставке пре-, а глагол оз­начает «шагать, ходить, восходить, подниматься». На основе прямого возникло переносное значение грече­ского глагола «перегнать кого-либо в чем-либо, превзой­ти». Славянский глагол превъзити (превъсходити) соот­ветствует как структуре греческого глагола, так и его значениям: в старославянских памятниках и в церковно-книжных памятниках, возникших на Руси, он употреб­лялся в двух значениях: «I) перейти, переходить, 2) пре­взойти, превосходить». Употребления в прямом значении были чрезвычайно редки: в большом количестве памят­ников можно найти лишь два-три случая такого упот­ребления; например, «Не можеть о(т)нудь пр-Ьвъзити на вышьнее ноо]» («Ефремовская кормчая», XII в.). Сравните употребление этого гла­гола в Псалтыри (Не. 37, 5), часто цитируемой древнерус­скими авторами: «моихъ грЬховъ множьство превзидоша главу мою [моих грехов множество превысило голову мою]» («Ярославский сборник», XIII в.). Абсолютно преобладало употребление глагола превъзити для обо­значения превосходства в чем-либо, например: «превзити вс-ь(х) добродЪтелию [превзойти всех добродетелью]» («Киево-Печерский патерик»); «злоба ихъ превзиде содому и гомору» («Палея», список 1406 г.).

Глагол превознести (превозносить) употреблялся для перевода греческого глагола— «высоко воз­носить». В буквальном смысле — «высоко поднять» — он употреблялся крайне редко, например: «СЬдъ же убо царь на престол высоць же и превъзнесенъ [Сел царь на престоле высоком и высоко вознесен­ном]» («Житие Варлаама и Иоасафа»). Обычным было переносное употребление глагола — «высоко вознести на словах, в мыслях; восхвалить», например: «Възвелича тя сама цесарица мати господня и превъзнесе [Возвели­чила тебя сама царица мать божья и восхвалила (превоз­несла)]» («Киево-Печерский патерик»). Впоследствии наиболее частое применение слова превратилось в его единственное значение.

Глагол преставитися, образованный от глагола преставити присоединением возвратного местоимения ся— «себя», означал первоначально «переместиться с одного места на другое, переставить себя». Однако чаще всего глагол преставитися употреблялся для обо­значения лишь одного перемещения — «из этого мира в мир иной». В памятниках он постоянно использовался в таких сочетаниях: преставитися — отъ свъта, отъ жития, к богу, въ вЬчъную жизнь, в бесконечную жизнь, на истинъныи животъ («на истинную жизнь»), отъ временъныхъ на въчныя (т.е. «от временного к вечному»), к животу бесстрастъя («к жизни без страданий») и т. п.

Лишь в очень редких случаях глагол называл какие-либо иные перемещения.

Такие употребления отмечены в наиболее древних памятниках; так, в «Изборнике 1076 г.» читаем: «Аш(т)е бо съ мудрыими члвкы бес-ьдующе скоро въ обрызы [описка вместо въ образы} ихъ прЪставимъся [Если будем беседовать с мудрыми людьми, то скоро станем на них похожими (буквально перейдем, «пере­ставим себя» в их образы)]». Однако типизированное

применение слова — обозначение смерти — посте­пенно стало единственно возможным: глагол стал обозначать не «переместиться», а «умереть». Глагол преставити, от которого образован преставитися, также мог употребляться для обозначения смерти, например: «Нъ ба дЬля не повъдаи никому же о мне дондъже о(т) земьля оъ проставить мя [Но бога ради не поведай никому обо мне до тех пор, пока бог не удалит меня с земли (буквально «пока Бог от земли не переставит меня»)]» («Пролог», 1383 г.). Однако такие употребления глагола преставити были чрезвычайно редки. Этим и следует объяснить тот факт, что глагол преставити не получил значения «умертвить»; он мог, как и русский переставити, обозначать любое перемещение.

Итак, развитие значений глаголов превзойти, превоз­нести и преставиться протекало следующим образом: в первичном, прямом значении глаголы применялись ред­ко, типичным было употребление глаголов во вторичных значениях. Это наиболее частое использование в контек­сте стало единственным значением глаголов.

Как видим, во всех рассмотренных случаях типиза­ция употреблений славянизмов вызывала сдвиги в их значениях. А сама типизация вызвана причиной, нахо­дящейся вне языка,— развитием церковно-книжных жанров с их специфическими особенностями употреб­ления слов.

Перечисленные явления (стандартизация, типизация употребления, ограничение сочетаемости, «заражение» от контекста) — главные, но не единственные причины изменения значений славянизмов.

Некоторые славянизмы получили новые значения только под влиянием тех греческих слов, для перевода которых они обычно применялись. Таково, например, слово гражданинъ. Чем объяснить развитие у этого сло­ва значения «подданный государства, член общества»? Ведь оно образовано от слова градъ («город») и должно было бы, подобно русскому слову горожанинъ, обозна­чать жителя города. Дело в том, что в памятниках старо­славянского и церковнославянского языков слово граж­данинъ постоянно употреблялось для перевода древне­греческого слова, которое обозначало как жите­ля города, так и подданного государства. Это слово было образовано от греческого — «город-государство». Как известно, древнегреческие города («полисы») пред­ставляли собой государственные объединения. Поэтому горожанин, член городской общины, был одновременно и гражданином, т.е. подданным определенного государ­ства. Славянизм гражданинъ заимствовал (или, как при­нято говорить, калькировал) значение греческого. Долгое время слово гражданинъ употреблялось в двух значениях: 1) «житель города», например: «Володимеръ же обьстоя [т.е. осаждал] градъ. изнемогаху въ градъ людье. и (реч) Володимеръ къ гражаномъ...» («По­весть временных лет»); 2) «житель, подданный государ­ства», например: «и шедъ прилъпися единому гражанину страны тоя» («Златая цепь», сборник сочинений отцов церкви, список XIV в., это цитата из Евангелия, Лук. 15, 15; однако во многих списках Евангелия в этом месте употребляется слово житель). Но «встретившись» в русском языке со словом горожанинъ, имевшим только одно значение — «житель города», славянизм гражданинъ постепенно закрепился только в том значении, ко­торое его отличало от русского слова. Почему же горо-жанинъ не получило значения «подданный государст­ва»? Ответ очень прост: оно не могло калькировать зна­чение греческого так как вообще не употребля­лось в памятниках, переведенных с греческого языка:

- переводы, как уже говорилось, делались на церковносла­вянский язык, в котором это исконно русское слово от­сутствовало.

Сходным образом изменялись значения славянизма глава. Как и гражданинъ, это слово сохранило то значе­ние, которое было взято у греческого слова и которым оно отличалось от русского голова. Греческое слово  имело значение не только «голова как часть те­ла», но и «верх, край» и употреблялось для обозначения начала сочинения или его раздела. Так же стало упот­ребляться и слово глава.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать