Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века

Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века

Введение


Враждебность утопической мысли к женщине и женственности сочеталась с резкими нападками философов на женское освободительное движение, которое к концу XIX века с уверенностью заявило о своем существовании. Федоров назвал это движение "анормальным и тератологическим явлением", в основе которого "лежит глубокое презрение к женщине" [15,413]. По мнению философа, стремление жен­щины к эмансипации связано с искусственностью городской жизни, в которой жен­щина ищет равноправия в юридическо-экономических сферах. Однако приобретение подобных прав, согласно Федорову, не составляет идеала даже для мужчин, а в случае с женщинами оно просто опасно. "Если бы и женщина сделалась участницею жизни юридико-экономической. - писал философ. - тогда можно было бы сказать, что конец близок" [15.413]. Непонятно, предрекал ли здесь Федоров конец лишь своего проекта или всего мироздания. Скорее всего, он имел в виду и то и другое.

Согласно Федорову, женщины имеют слишком много власти и без эмансипации. Они подчинили себе современную западную цивилизацию, легкая промышленность которой работает на них. создавая дорогие одежду, косметику и украшения. А западная культура развлекает и ублажает их. Об этом философ писал в статье о Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Федоров предложил сделать символом этой выставки женщину, заметив, что нечто подобное уже было осуществлено раньше на менее крупной выставке в России, когда у входа в выставочный зал была воздвигнута фигура женщины с зеркальцем в руках. Философ обвинил женщину не только в эксплуатации достижений цивилизации для своих эгоистических целей, но также и в том, что она "заставила" и мужчину быть ей подобным. Он писал: "Жен­щина, пользуясь всеми произведениями фабрик и заводов для соблазна мужчин, за­ставляет и сих последних пользоваться произведениями тех же фабрик и заводов, чтобы в свою очередь путем соперничества друг с другом действовать на нее..»[15, 411]

     Женщина, на наш взгляд, может стать символом всего XIX – XXвв., так как  этот  период  характеризуется новой фазой  гендерных исследований. В этом и заключается актуальность нашего исследования. Ведь в  методологии исторической науки не так часто появляются совершенно новые категории, заставляющие по-иному оценивать уже известные явления и процессы. Одним из таких новшеств в западной исторической, социологической, философской и культурологической литературе за последние два десятилетия стали гендерные исследования. Однако эта задача еще далека от разрешения, а сам термин применяется к любым исследованиям, посвященным женщи­нам, что представляется совершенно неверным.

«Гендер» -  в английском языке в своем первоначальном значении является грамматической категорией рода, имеющей сугубо при­кладное применение. Учитывая отсутствие в этом языке категории рода для неодушевленных предметов, его относят к одушевленным существам в случае необходимости уточнения пола. Отсюда легко можно вывести использование термина в качестве замены приземленно-медицинского слова «Sех»: последнее обозначает чисто физио­логические отличия между полами, а «гендер» (так в русском и немецком произношении) — социальные и иные, из них вытекаю­щие.

Термин «гендер» впервые появился в американской историогра­фии, когда в 1986 г. Дж.В. Скотт выпустила статью «Гендер: значимая категория исторического анализа»[12,58]. Термин не был безусловно признан всеми исследователями.. В настоящее время, когда феминизм перестает быть массовым и популярным явлением даже в Северной Америке, лишенное нега­тивного оттенка понятие «гендер» удачно заменяет его в историко-философской и культурологической литературе.

Изначальная нечеткость термина привела к неясности понятия, им обозначаемого. Дж.В. Скотт определяет данную категорию как составной элемент социальных отношений, основанный на осознан­ных различиях между полами. При этом автор подчеркивает, что, хотя осознание половых различий и связанных с ними областей социальной сферы характерно для всех веков существования челове­чества, проблемы гендерного порядка недопустимо некритически переносить на отдаленные исторические эпохи. В сущности, недолгое развитие гендерных исследований привело к общепризнанному вы­воду, что применение термина следует ограничивать XIX—XX сто­летиями и, конечно, будущим периодом истории. А в этом случае приведенное определение нуждается в уточнении.

В современной гендерной литературе оно не разработано, хотя сам термин сделался расхожим понятием. Что можно сказать о такой попытке его осмысления: «гендер» включает в себя представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях?[6,127] Такое «определение», мягко говоря, расплывчато.

Вообще изучение социально-культурных различий, прямо выте­кающих из полового диморфизма, — интересная и недостаточно исследованная область исторического знания. Конечно, имеется мно­жество работ, специально выделяющих роль женщин в отдельных эпизодах истории или их постоянное место в социальной жизни традиционных обществ. Вспоминая серьезные научные труды и бо­лее легкую литературу, мы можем назвать работы, посвященные роли женщин-хранительниц национальных традиций в европеизиро­ванном дворянском обществе XIX—XX веков. Немало книг посвяще­но женщинам-революционеркам разных стран и столетий. Женщины-правительницы, женщины-фаворитки, влияющие на политику, женщины-ученые — все они издавна дают благодатный материал для историков и популяризаторов науки.

Объектом нашего исследования является неординарные женщины,  повлиявшие хоть сколько – нибудь на людей своим талантом, умом, красотой, смелостью, отвагой.

Цель нашего исследования –  рассмотреть положение женщины Запада, в цивилизационном  процессе. XIXв.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

 - изучить историческую  литературу по данному вопросу;

-  охарактеризовать термин «гендер» как категорию  научного анализа;

-  показать женские образы в культурно – цивилизационном процессе.

О феминистском движении рассказывается в сборнике «Феминизм: Восток, Запад, Россия». В книге впервые в отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника - культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных систем.

Две других книги, на которые опирается работа - переводы. Одна из них – перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол». Два ее тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.

Основным источником в работе явился перевод с английского, книга «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе». В антологию включены произведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов – Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – со времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике – брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.

Также использовались периодические издания:: журналы «Вопросы истории», «Новая и Новейшая история», где также раскрывались образы женщин через призму культурно – цивилизационного процесса. В частности использовались статьи из рубрики «Лики женщины» в журнале «Наука и религия»,  посвященные неординарным женщинам;.  о гендерных исследованиях идет речь в журнале «Вестник МГУ . История..» .

Работа состоит из введения,  двух глав, заключения, литературы.








Глава 1 Теоретические основы гендерологии

1.1. Понятие о гендерологии и феминологии


Прежде всего, возникает вопрос о соотношении объектов исследования таких научных направлений, как “феминология” и “гендерология”.

Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Отсюда следует. что главным объектом феминологии являются женщины.[15,30] Но этот объект понимается по-разному различными исследователями. Известный социолог Г.Г.Силласте подчеркивает, что феминология не может ограничиться рассмотрением женщин как социально-демографической группы. При таком подходе на первый план выступают проблемы соотношения полов в определенных поколениях, динамика рождаемости и смертности, продолжительности жизни в зависимости от пола. В лучшем случае сюда присоединяется характеристика женщины как рабочей силы, участницы общественного производства.[15,32]

Силласте придерживается другого подхода. Она определяет женщин как “реально существующую и эмпирически фиксируемую, относительно целостную и устойчивую социальную общность. Конечно, эта общность вплетена в стратификационную сеть общественных отношений, других социальных групп и общностей и их взаимоотношений. Но Силласте считает, что женщин можно определить как относительно автономное социальное образование – социум.[15,56]

При таком подходе, как считают исследователи,  большое значение приобретает анализ социо-психологических и социо-культурных факторов личностного становления женщины, более глубокое исследование женской психологии и женского общественного сознания в их динамике. Конечно, при этом экономические и политические аспекты положения женщины в обществе и ее роли в семье не должны игнорироваться.

Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и женской – в гармонии социального развития.

Для достижения этой цели необходимо более глубокое понимание не только женщины. Лариса Васильева обвинила в своей работе “Заговорившая с миром” женщин-писательниц и поэтесс в том, что, получив трибуну, они стали самовыражаться, раскрывая особенности женской психологии, но не пытаясь понять мужчину. К сожалению, этот недостаток присущ рождающейся еще только на белый свет гендерологии. Поэтому в дальнейшем, говоря о гендерологии и гендерных исследованиях вынуждены раскрывать в основном их женский аспект.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать