Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века

 Прославление частной жизни находилось в резком контрасте с реальностью развивавше­гося промышленного капитализма. Буржуа должен был найти своё место в обезличенном мире, в котором всё определяли взаимосвязи мирового рынка (сведения о нём он узнавал за завтраком из бирже­вых сообщений в газете) и стремительные технологические измене­ния. Психологические стрессы, которые он при этом переживал, должны были сниматься в лоне семьи. В то время как в хозяйствен­ной и деловой жизни, в науке и политике торжествовал холодный расчёт и целесообразная рациональность (Макс Вебер), требования к эмоциональной жизни в браке и семье повышались. При сохране­нии традиционных сексуальных прав мужчин для женщин это озна­чало сублимацию любви в чрезвычайно высокие требования к себе. Женщина, как и прежде, должна была сохранять девственность до брака, тогда как мужчина хотел приобрести сексуальный опыт. Чтобы реализовать эту модель буржуазной двойной морали женщи­на на рубеже XX в. усилиями буржуазной медицины и психологии была лишена прав на связанные с сексом чувства. Вайнингер, Мё­биус, Краффт-Эбинг и другие светила науки отказали женщине в интеллекте и способности к сексуальным переживаниям. Одновре­менно — и это следующее противоречие буржуазной культуры — возник новый рынок эротической литературы, началась своего ро­да "эротизация культуры". Это была репрессивная, поддерживаю­щая угнетение и ограничение женщин эротизация женского тела. Та­ков мир каким его проникновенно и кри­тически наблюдали Стриндберг и Ведекинд, Фрейд и Шнитцлер, оценивавшие его, во всяком случае, критичнее, чем обращающие сегодня в прошлое исполненный ностальгии взгляд. Но те переме­ны в обществе, в котором семья была местом бегства от мира, не остались без последствий и для неё самой. Заточение в доме всё больше отдаляло женщин от мира мужчин. О соратниках, которые сообща выполняли каждодневный свой труд, больше не было и речи. Половое разделение труда вызывало растущее отчуждение. Буржу­азная семейная модель породила свой антитезис: буржуазно-феми­нистскую критику угнетения женщин и выступления первых борцов за женские права участвовать в общественной и политической жизни.

Падение рождаемости в буржуазных семьях на протяжении XIX в., борьба за идеал женщины и так называемая сексуальная революция позволили современникам к 1900 г. говорить о кризисе буржуазнойсемьи.

Семьи горнорабочих в Англии и Уэльсе. Опросы шахтёров и их жён о жизни в английских и валлийских районах горнодобычи соз­дали впечатляющее представление о том, насколько сильно горняки зависели от выполняемой членами их семей работы, особенно жё­нами и дочерьми. Анжела В. Джон опросила 26 женщин, которые в первой половине XX в. работали на английских и валлийских угольных шахтах. 16 из них трудились в Западном Ланкашире, главным образом вблизи Уигана. Большинство из них начало тру­довую деятельность сразу после окончания школы, чаще всего в 13 лет. Большая часть из тех, кто пошёл работать на шахты, были до­черьми горнорабочих. Они жили вместе с родителями и отдавали свой заработок в семейную кассу. От своих матерей, которые рас­поряжались семейным бюджетом, они получали лишь небольшие карманные деньги.

В Англии с. свыше 200 000 мужчин, женщин и де­тей были заняты в открытых угольных разрезах, что составляло од­ну пятую всех горнорабочих, вовлечённых в добычу угля. Женщи­ны работали главным образом на угольных шахтах Стаффордшира, Шропшира, Камберленда и Южного Уэльса. Но чаще всего их    можно было встретить в Западном Ланкашире. Здесь они разгру­жали вагонетки и сортировали уголь. Выходя замуж, большинство женщин оставляло работу. На некоторых шахтах замужним жен­щинам запрещалось работать. Если замужние женщины в посёлках горнорабочих всё же работали, то лишь тогда, когда у них ещё не было детей или дети не могли работать, а они срочно нуждались в дополнительном доходе. Некоторые женщины, ушедшие с шахты в связи с замужеством, возравщались на неё, если умирал супруг. На угольных шахтах, однако, в основном работали незамужние жен­щины. Многим не было 20 лет. Немногие из них отрабатывали на шахте всю жизнь. Закрытие рудников, механизация транспорти­ровки и сортировки в конце концов вытеснили женщин из угледо­бычи в межвоенный период и после Второй мировой войны. При этом во время обеих мировых войн они ещё в большом числе рабо­тали в угольной промышленности.

Жёны горняков зависели от мужей в материальном и правовом отношении. С другой стороны, они обладали обширными правами в вопросах ведения домашнего хозяйства. Во многих шахтёрских деревнях муж отдавал всю зарплату жене и получал только неболь­шие карманные деньги.. Эта важнейшая в домохо­зяйстве операция передачи денег часто происходила перед дверью до­ма, чтобы соседям было легко проконтролировать "законность" поведения шахтёра. Правда, в других случаях шахтёры, хотя и вру­чали постоянный заработок жёнам, премии и надбавки оставляли себе.

Работавшие дочери также были абсолютно несамостоятельны в экономическом и социальном смысле: они даже не знали, какую часть отданной зарплаты им выдадут на расходы. Дочери не только зарабатывали меньше, чем молодые шахтёры; считалось, что и карманных денег им нужно меньше, чем их братьям. Для последних размер карманных денег был не в последнюю очередь вопросом зрелости и способности принимать участие в мужском общении в посёлках горнорабочих. Слишком маленькая сумма денег у парней наносила ущерб репутации семьи в обществе. От девушек же не только ожидали понимания и готовности отдавать заработанное в семейную кассу, но и того, что большую часть свободного времени они будут помогать в работах по дому.

Специфика экономики горного дела и особенности рабочего графика определяли цикл домашних работ. Дом являлся хозяй­ственной единицей, в которой жена и дочери шахтёра были подчи­нены его рабочему ритму. Этим слиянием работы и семейной жизни объясняется зачастую особенно активная роль шахтёров в рабочем движении. Одна из самых крупных шахтёрских забастовок, которая в 1909-1910 гг. имела место в Южном Уэльсе, разразилась не в по­следнюю очередь из-за жалоб жён горнорабочих. Закон о 8-часовом рабочем дне побудил владельцев шахт ввести несколько смен. С тех пор, как жёнам шахтёров пришлось готовить обед в разное время, так как их мужьям и сыновьям редко удавалось попасть в одну сме­ну, они стали призывать к стачке. Они играли в ней исключительно активную роль, забрасывали полицейских камнями, били окна кон­тор и т.п.[5,149] В Ланкашире дочери бастовавших горнорабочих соби­рали средства для их поддержки[5,149]. В Южном Уэльсе жёны горняков вносили существенный вклад в формирование классового самосо­знания. Традиционные формы общественного осуждения были включены в арсенал борьбы рабочих.

В садиках, расположенных позади многих жилых построек, женщины могли выращивать овощи и фрукты. Жёны и дочери гор­норабочих постоянно прирабатывали, чтобы увеличить доход семьи. Они убирались в конторах управления шахт и в частных квартирах служащих. Они стирали бельё служащих в посёлках или продавали выращенные в садиках овощи и фрукты.

В компаниях горняков женщины участвовали редко. Обще­ственная жизнь горняцких посёлков с характерными для неё выпив­ками, силовыми видами спорта и культурой питейных заведений, была вотчиной мужчин. Женщины свободное время проводили вблизи от дома в общении с соседками. Незамужние дочери шахтё­ров встречались в свободное время прежде всего друг с другом. В английских и валлийских шахтёрских сёлах они, однако, время от времени появлялись в трактирах, хотя это воспринималось мужчи­нами неодобрительно[5,205]. Они различали "достойных уважения" де­вушек и тех, кто позволял себе показываться в пивных.

Современные формы домашней работы, вроде покупок, приго­товления изысканной пищи, уборки в квартире и тому подобное, играли второстепенную роль в связи с бедностью горнорабочих первых десятилетий XX в. На первом месте стояли починка и чист­ка рабочей одежды шахтёров — утомительное субботнее и вос­кресное занятие их жён и дочерей, работа в саду и часто возделыва­ние арендованного участка земли, удовлетворявшая часть потреб­ностей в продуктах питания и уменьшавшая зависимость семьи от рынка. Сад и взятая в аренду земля давали дополнительную воз­можность содержать скот (свиней, коз, кур, кроликов и, редко, ко­рову). Многие жёны горнорабочих одежду шили в основном сами. Несомненно, хозяйство горняков  при­надлежало ещё к типу двойной экономики: работа женщин по са­мообеспечению была так же необходима для выживания, как и за­работок шахтёров.






       











 Заключение

Итак, цель нашего исследования,  на наш взгляд удалось реализовать, рассмотрев положение женщины в обществе XIX в.с разных сторон. Мы убедились, что женщина – воин ни в чем не уступает по храбрости мужчине; женщина – писатель может поднимать  в своих произведениях проблемы, волнующие всех женщин и писать так, что их произведениями зачитываются вот уже на протяжении века. Женщина – правитель может  руководить страной  не один десяток лет так, что это время потомки назовут в честь ее имени – викторианской. Женщина – актриса может восхищать своим талантом  и красотой, так,   что до сих пор, почти  через сто лет .многие хотят на сцене  походить на нее. Женщина – ученый столь предана своему делу, что на алтарь может положить и здоровье и свою жизнь. Немаловажную роль женщина играет и как хранитель  семейного очага. В связи с тем, XIXв.  ознаменован появлением нового индустриального общества и изменением жизненного уклада,  женская роль не изменилась, только с той  разницей, что помимо семейных забот женщине приходилось и  думать о заработке, так как создавались такие условия, когда мужчина не мог  этого сделать..

  А так же проанализировав историю становления женской концепции, гендер, как категорию новой истории в литературе, значение пола в истории культуры, можно предположить, что произошла революция, в которой большое значение сыграло: разделение полов, появления гендерного класса, репрезентации женщин, произошла смена мужских исследований о женщинах на женские исследования о женщинах.

Отличие мужских исследований от исследования женщин произошли от включения женского опыта в рамках социальной и культурной действительности, как основы научной работы, что не только изменило тип изложения, но также внесло туда иной познавательный интерес. Традиционные исследования о женщинах перестали рассматриваться как научно обоснованные высказывания, способные объяснить неравные общественные позиции женщин и мужчин. «Теории», которые приписывали женщинам особенную иррациональность, кротость и домовитость, стали теперь считаться мужскими стратегиями, имеющими своей целью не столько объяснить, сколько оправдать существующий стереотип. С научной точки зрения это выглядит следующим образом: «как поставленный под сомнения «нейтральный», «бесполый» исследователь – индивидуум, погруженный в теоретическую и критическую работу, который долгое время размышляя над выделением универсальных человеческих ценностей Просвещения, почти совсем упустил из виду властные соотношения внутри культуры, зависящие от пола».

Отделения и разграничения, теории и исследования, что только не пришлось претерпеть женщине в свое время, но женщина нашла в себе силы преодолеть все мужские теории, при этом остаться для них загадкой и внести ясность в свое существование, приспособиться к всевозможным изменениям во всем мире и при этом показать себя значимой фигурой в нашем существовании.






                      










                                           Список литературы


1.     Бовуар де Симон  Второй пол – М.: Прогресс, 1997- 832c.

2.     Воронина О.А. Гендер / О.А. Воронина // Женщина Плюс… - №2 – 2001 – С.26

3.     Грошев И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе/ВИ Грошев.// Психологический журнал.-№2-  1998.-С.97

4.     Заков В. В. Полоролевые различия и понимания неправды, лжи и обмана./В.В.Заков//Психология личности.- М., 1997.- 265с.

5.     Зидер Р. Социальноая история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XXвв.) / пер. с нем. Л.А. Овчинницевой., под ред. М.Ю. Бранд. – М.: изд. Центр ВЛАДОС 1997г. – 302 с.

6.     Краткая энциклопедия для женщин - М.: Мысль , 1992.

7.     Кюри Е. Мария Кюри / пер. с франц. Под ред. В.В. Алпатова. – М., Атомиздат., 1973

8.     Лабутина Т.Л. Английские просветители о роли и месте женщин в обществе / Т.Л. Лабутина // Вопросы истории  - №6 – 1997 – С.14

9.     Осипенко Г. Королева Виктория – мать нации / Г. Осипенко // Наука и религия - №3 – 2002 – с.40

10. Пол Гендер Культура №2./Под редакцией Элизабет Шоре и Каролин Хайдер.- М.,2000.

11. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы / Н.Л. Пушкарева // Вопросы истории - №6 – 1998 – С. 76

12. Советский энциклопедический словарь/Под редакций А.П. Прохорова. – М.: Просвещение, 1985.

13. Социология. Учебное пособие  для студентов вузов./ Сост. А.С Кислицин.- М.,2001.

14. Шведова Н. Гендерный анализ / Н. Шведова // Женщина Плюс… - №1 – 2004 – С. 49

15. Феминология, Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова –М.: Изд.центр “Маркетинг”,  2001.

16. Феминология, Семьеведение – М.:МГСУ “Союз”,  1997.

17. Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе.- М.: Прогресс, 1992

18. Феминизм: Восток, Запад, Россия.../Сб.ст под ред.. М.Шнеир. –М.: Наука, 1993


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать