Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы в системе работы с кадрами

Так, в УВД Мурманской области издана Памятка сотруднику, привлеченному к охране общественного порядка в период проведения выборов. В УВД Магаданской области используют памятки малого формата. "Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия", "Деятельность милиции и права граждан". В ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области ежегодно издаются информационно-методические материалы для руководителей групп общественно-государственной подготовки. В УВД Красноярского края, Оренбургской, Костромской, Мурманской, Архангельской и ряда других областей периодически публикуются информационные бюллетени по работе с кадрами. В ряде МВД, УВД, УВДТ изданы сборники нормативных актов по вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, рекомендации по психологическому обеспечению служебной деятельности, брошюры, памятки о культуре поведения и обращения с гражданами и другие информационные и методические материалы.

Воспитательными аппаратами МВД, ГУВД, УВД, УВДТ практикуется составление обзоров и аналитических справок по различным направлениям работы с личным составом. В них излагается довольно широкий спектр вопросов и проблем этой деятельности, например; о состоянии транспортной дисциплины среди личного состава; о правовой защите личного состава; о результатах изучения общественного мнения о деятельности милиции, морально-психологического климата в служебных коллективах; об организации работы с молодыми сотрудниками; о действиях сотрудников в экстремальных условиях и пр.

Необходимо отметить такой вид информационно-аналитического документа, в котором освещается позитивный опыт воспитательной работы среди личного состава. На местах предметом изучения, обобщения и внедрения передового опыта являются наиболее актуальные проблемы воспитания личного состава, в частности: только в 1999 г. в УВД Липецкой области обобщен и распространен положительный опыт заместителя командира ОМОН по кадрам подполковника милиции В.С. Рулева, в УВД Воронежской области - опыт деятельности психолога Острогожского ГРОВД А.И. Помогалова, в УВД Читинской области -опыт работы совета наставников Ингодинского РОВД, в УВД Мурманской области - работа женсоветов.

Важным направлением деятельности воспитательных аппаратов является их участие в комплексных инспектированиях органов и подразделений внутренних дел, проведении контрольных и целевых проверок состояния работы с личным составом, выполнения требований ведомственных актов. В ходе проверок сотрудники воспитательных аппаратов оказывают практическую и методическую помощь проверяемым руководителям, проводят инструктивные семинары и показные занятия, участвуют в разработке планов устранения недостатков и реализации предложений по совершенствованию воспитательной работы. Кроме того, выявляется и обобщается положительный опыт воспитания личного состава, укрепления дисциплины и морально-психологического климата в коллективах.

Комплексное инспектирование горрайорганов и подразделений, проведенное в 1999 г. в УВД Воронежской области, позволило изучить стиль руководства, профессиональный уровень, организаторские способности руководителей органов и подразделений, оценить роль заместителей начальников органов по кадрам в служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел в новых условиях. По итогам инспектирования были даны конкретные рекомендации.

Еще одним из актуальных направлений деятельности воспитательных аппаратов является их участие в подготовке сводных отрядов, направляемых в "горячие точки" России. Как правило, оно включает в себя: I

- отбор лиц, направляемых в зону экстремальных условий, по специальным методикам, в том числе психологические тестирования с последующей выдачей рекомендаций (психологических паспортов) командирам отрядов для проведения целенаправленной индивидуальной воспитательной работы;

- обучение командируемых, которое, как правило, проводится стационарно в учебных центрах МВД, УВД, УВДТ по специально разработанной программе, использование в ряде мест возможностей военно-учебных заведений Министерства обороны. Для командируемых разрабатываются и выдаются на руки специальные памятки для действий в чрезвычайной обстановке, все они снабжаются топографическими картами района чрезвычайного положения;

- безусловное обеспечение личного состава сводных отрядов ; расположенным денежным и вещевым довольствиями, средствами индивидуальной защиты, а семей - установленными государством льготами и Компенсациями, а по возвращении оказывается материальная помощь, в том числе и за счет спонсоров;

- поддержание постоянной связи между отрядами, находящимися •е зоне чрезвычайного положения, и командируемыми органами и подразделениями, а также родственниками сотрудников. Как правило, для субъективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения боевой задачи сводными отрядами, а также информирования семей сотрудников в зону особых условий командируются представители пресс-центров МВД, УВД;

- оказание морально-психологической поддержки личному составу •в период службы в особых условиях. В этой связи наиболее действенной формой являются поездки делегаций в "горячие точки" для вручения государственных наград отличившимся бойцам, передачи посылок Кт родных и близких, гуманитарной помощи от сослуживцев, видеозаписей с обращением родителей, жен, детей, сослуживцев. По оценке командированных, такие встречи оказывают позитивное влияние на укрепление морально-психологического состояния личного состава. Именно так оценили бойцы сводного отряда УВД Брянской области приезд в 1999 г. в зону боевых действий на Северном Кавказе начальника Управления В.А. Фесунова.

Необходимо иметь в виду то, что морально-психологическое состояние командируемых в значительной степени зависит от их эмоционального настроя. Поэтому совершенно правильно поступают в УВД Алтайского края, Брянской, Ярославской областей, где проводятся торжественные ритуалы в связи с проводами и встречами сотрудников-участников боевых действий в зонах вооруженных конфликтов.

Действенность воспитательного процесса в органах и подразделениях внутренних дел прямо зависит от ряда обстоятельств. С одной стороны, значительным резервом для совершенствования деятельности воспитательных аппаратов является приведение их организационно-штатной структуры и численности в соответствие с возложенными на них задачами и объемом деятельности. На местах вышеназванная проблема решается путем внедрения в практику опыта вневедомственной охраны и государственной противопожарной службы, создавших воспитательно-кадровые аппараты (отделения, группы) в наиболее крупных подразделениях, введения в крупных горрайорганах внутренних дел ведением должностей заместителей начальников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности по кадрам.

С другой стороны, в ряде МВД, УВД получили апробацию новые Формы работы, активизирующие деятельность воспитательных аппаратов, повышающие уровень и состояние работы с личным составом. Так, в УВД Красноярского края налажено ежемесячное подведение итогов воспитательной работы среди горрайорганов, в МВД Кабардино-Балкарской Республики ежегодно (на основе специального положения) проводится смотр на лучшую организацию работы с личным составом среди горрайорганов, строевых подразделений, пожарных частей.

В УВД Ульяновской области в коллективах органов внутренних дел используют такую форму воспитательной работы, как "кадровые дни". При их подготовке и проведении был решен ряд организационных вопросов. Во-первых, установлен их правовой статус в системе форм работы с кадрами. Во-вторых, проведение подобных мероприятий стало планироваться на квартал с обязательной предварительной проверкой вопроса, выносимого на обсуждение или заслушивание. В-третьих, их проведение в коллективах органов и подразделений осуществлялось под жестким контролем сотрудников кадрового и воспитательного аппаратов УВД и при их активном участии.

Одновременно в арсенала организаторской деятельности по активизации воспитательной работы до сих пор продолжают оставаться проверенные временем формы и методы, в том числе и такие, как заслушивание отчетов сотрудников воспитательных аппаратов на оперативных совещаниях, очередное и внеочередное их аттестование.

В организации воспитательной работы широкое распространение получило проведение социологических исследований по изучению личного мнения сотрудников ГРОВД, строевых подразделений, которые позволяют выявить факторы, отрицательно влияющие на состояние служебной подготовки и дисциплины, формирование здорового морально-психологического климата в коллективах. Результаты исследований в дальнейшем используются при подготовке материалов на заседания коллегий, оперативных совещаний.

В течение 1998-1999 гг. в Забайкальском УВДТ проводилось комплексное изучение личного состава. Результат этой работы был рассмотрен на заседании коллегии, где принят перспективный план улучшения морально-психологического климата в органах и подразделениях.

Таковы основные направления деятельности воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и наиболее распространенные формы их работы.


2.3. Участие начальника ОВД в планировании воспитательной

работы и ее проведении


В любом деле успех предопределяется людьми, их профессиональной подготовленностью, умением и желанием качественно трудиться, неукоснительно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

В этой связи руководителю органа внутренних дел, чтобы повысить продуктивность оперативно-служебной деятельности, необходимо, прежде всего, наладить систему работы с личным составом, заняться совершенствованием профессионально-нравственных качеств сотрудников, укреплением дисциплины и законности.

Директива МВД России N 1 от 19 июня 1996 г. о коренном улучшении работы с личным составом предписывает руководящему составу органов внутренних дел "считать проведение повседневной работы с подчиненными частью управленческой деятельности, приоритетным направлением, оказывающим непосредственное влияние на конечные результаты в укреплении правопорядка и борьбы с преступностью. Особое внимание обращается "на состоянии работы с личным составом в основном звене системы МВД России - горрайлинорганах внутренних дел.

Социологические исследования показали, что любой опытный руководитель 60-70% времени тратит на работу с людьми. Вместе с тем из оценок подчиненных явствует, что высокими воспитательными качествами обладает лишь один из пяти руководителей.

Основными методами воспитательного воздействия руководителя на личность, коллектив выступают: во-первых, слово (умение ярко, убедительно, аргументировано и эмоционально довести до сотрудников идею, задачу, информацию); во-вторых, умение высказанное сочетать с практическим осуществлением на практике, т.е. в деле; в-третьих, личный пример начальника во всех сферах его деятельности - службе, соблюдении требований дисциплины и законности, норм профессиональной этики, дисциплинарной практике, заботе о подчиненных и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать