В наиболее общем виде требования к личности руководителя-воспитателя следующие;
а) наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива, социальной психологии, знание об эффективных формах и методах коллективной и индивидуальной работы с сотрудниками;
б) умение практически организовать воспитательный процесс в служебном коллективе;
в) высокая нравственная культура для налаживания личностных неформальных отношений с подчиненными и членами их семей, разрешения межличностных противоречий и конфликтов;
г) умение делать правильные воспитательные выводы из складывающихся отношений в коллективе органа, подразделение.
Ответственность за состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана внутренних дел возложена на руководителя. Его прямой служебной обязанностью являются организация и проведение работы с личным составом, участие в воспитании подчиненных.
Ведущая роль организатора всей работы с личным составом принадлежит первому руководителю органа внутренних дел. Начальник решает задачи, связанные с воспитанием личного состава через заместителя по кадрам, кадровый и воспитательный аппарат, руководителей служб и подразделений. В работе с личным составом он также опирается на общественные объединения сотрудников, действующие в органе внутренних дел.
Участие руководителя в воспитании подчиненных осуществляется по трем основным направлениям: организация непосредственно воспитательной работы и личное в ней участие, забота о подчиненных, создание здорового морально-психологического климата в коллективе.
Алгоритм деятельности начальника органа внутренних дел по организации целенаправленного воспитательного процесса включает в себя:
- анализ морально-психологического климата в коллективе, состояния дисциплины и законности среди сотрудников и принятие исчерпывающих мер по их укреплению, в том числе и систематическое планировании данной работы;
- обеспечение участия всех руководителей служб и подразделений в воспитании подчиненных путем определения приоритетных задач на конкретном временном этапе; постановки их перед подчиненными руководителями; организации их обучения методике воспитательной paботы, основам педагогики и психологии; осуществления контроля за состоянием и эффективностью работы с личным составом; регулярного заслушивания отчетов нижестоящих начальников и командиров на оперативных совещаниях;
- организацию индивидуальной воспитательной работы с личным составом при помощи целенаправленного руководства и контроля за ее проведением подчиненными руководителями, а также личного участия в ней, в первую очередь со своими заместителями, начальниками служб и подразделений;
- использование наставничества в профессионально-нравственном формировании личности молодого сотрудника. Начальник органа внутренних дел вместе со своим заместителем по кадрам должен закрепить приказом за каждым молодым сотрудником наставника, организовать их обучение, осуществлять контроль за их работой, заслушивать отчеты наставников, поощрять лучших из них за эффективную деятельность по подготовке нового пополнения;
- принятие мер по созданию системы соблюдения сотрудниками дисциплины и законности. Это одна из важнейших задач руководителя любого уровня управления, за которую в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов предусмотрена их личная ответственность;
- осуществление взвешенной и разумной дисциплинарной практики. Право поощрять и наказывать подчиненных - это действенное воспитательное средство в руках начальника. Поощрение способствует развитию активности, инициативы сотрудников, стимулирует у них уверенность в своих силах, а взыскание - повышает ответственность подчиненных за результаты служебной деятельности, соблюдение порядка и дисциплины. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, порядок их применения, права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению взысканий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкцией по его применению. Руководитель органа внутренних дел не только сам обязан руководствоваться этими требованиями, но и обеспечить их строгое соблюдение подчиненными начальниками служб и подразделений. Ему предоставлено право отменить, смягчить взыскание, объявленное нижестоящими руководителями, или наложить более строгое взыскание в пределах своей компетенции; - организацию информирования личного состава по вопросам внутренней и внешней политики государства, тенденциям развития общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране изменений в действующем законодательстве, новых правовых и ведомственных нормативных актов, состоянии оперативно-служебной деятельности и личного участия в ней; - планирование и проведение различных воспитательных мероприятий. Начальник органа внутренних дел заботится о создании условий ли их проведения, содействует внедрению новых, эффективных форм воспитательной работы. Важнейшее воспитательное значение имеет и го участие в проведении торжественных ритуалов, конкурсов профессионального мастерства, в различных культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. На формирование у личного состава высоких профессиональных и нравственных качеств положительное воздействие оказывает профессиональная подготовка, за организацию которой в органах внутренних дел отвечает руководитель. В приказе по органу внутренних дел определяется порядок организации и проведения занятий по текущей служебной, физической и боевой подготовке, утверждается расписание занятий, формы и методы инструктажа руководителей групп, контроля за проведением занятий, успеваемостью сотрудников. Первый руководитель, как правило, принимав личное участие в проведении занятия с сотрудниками, зачисленными в резерв кадров на выдвижение, с молодыми сотрудниками. Особое внимание при этом обращается на повышение эффективности воспитательного воздействия всех видов занятий;
- осуществление взаимодействия с общественными организациями и органами общественной самодеятельности - судами чести, советами наставников, ветеранов, профсоюзными организациями, различными ассоциациями (участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воинов-интернационалистов и т.п.). Последние при отлаженной системе взаимодействия вносят существенный вклад в воспитания личного состава.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующими нормативными актами МВД России начальник органа направляет деятельность судов чести, советов наставников. Он утверждает планы их работы, нацеливает усилия этих формирований на укрепление дисциплине воспитание сотрудников, повышение их профессионального мастерства. Своевременно информирует актив общественности о задачах, стоящих перед коллективом и морально-психологическом климате в нем. Оказывает содействие в проведении мероприятий (обеспечение явки личного состава, предоставление помещений, транспорта и т.п.), учитывает их мнение в работе с личным составом.
Важнейшим направлением деятельности начальника органа внутренних дел, которое непосредственно влияет на эффективность воспитательной работы, является забота о кадрах. Данное направлена включает в первую очередь обеспечение социально-правовой защити личного состава. Особое внимание уделяется сотрудникам, ставшими инвалидами, получившими ранения при выполнении служебных задач, а также семьям погибших сотрудников. При этом надо учитывать то, что в соответствии с приказом МВД России N 426 -1996 г. усилен спрос с тех руководителей, которые не уделяют должного внимание данному вопросу.
В своей повседневной практической деятельности начальник органа принимает все меры к созданию необходимых условий для труда и быта сотрудников: строительству и ремонту служебных помещений, открытии комнат отдыха для дежурного наряда, функционированию спортивных залов и тиров или их аренде, организации обеспечения в полном объем личного состава всеми видами довольствия, в соответствии с законодательством содействует предоставлению сотрудникам жилья, реализации в полном объеме социальных льгот, гарантий и компенсаций.
Это направление деятельности также охватывает создание необходимых условий для повышения квалификации кадров, учебы сотрудником в вечерних и заочных образовательных учреждениях.
Не меньший воспитательный заряд несут и решения, принимаемые начальником органа по кадровым вопросам: перемещение сотрудников по службе, выдвижение их на вышестоящие должности, включение в резерв для выдвижения, представление к присвоению очередных специальных званий ими обоснование их задержки, проведение аттестации личного состава.
Деятельность руководителя по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе включает в себя семь основных направлений:
1. Становление правильных служебных отношений, при которых обеспечивается полнота проявления трех статусов каждого сотрудника;
- гражданского - соблюдение его прав личности, общественного достоинства, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации;
- служебного - четкая регламентация прав и обязанностей сотрудника, использование его в соответствии с квалификацией, справедливая оценка деловых и личностных качеств, ибо на практике, чем не coвершеннее система оценок, тем меньше развивают работники энергию дня дела и тем больше тратят ее на "подход" к начальнику;
- личностного - обеспечение признания в коллективе, удовлетворенность своими неформальными отношениями в коллективе.
2. Формирование общественного мнения, которое подобно регулятору поведения людей используется руководителем как средство устранения отсталых и вредных для общего дела групповых и индивидуальных взглядов и настроений.
3. Создание позитивного эмоционально-психологического настроения в коллективе.
Личные настроения сотрудников, как правило, зависят от: определения перед каждым из них ближайших и отдаленных перспектив в служебной деятельности, удовлетворения насущных интересов и потребностей, четкой организации службы, создания атмосферы благожелательности и взаимоподдержки; отсутствия грубости, бестактности, хамства в межличностных отношениях.
В этой связи необходимо всегда помнить, что, поданным социологических исследований, на каждую минуту конфликта ввиду грубости и нетактичного поведения руководителя приходится 20 минут последующих переживаний у каждого подчиненного, во время которых, естественно, никакая работа не ладится.
4. Формирование и развитие традиций, которые, по мысли А.С. Макаренко, являются для коллектива социальным клеем, скрепляющим его в единое целое.
5. Стимулирование и мотивация служебной деятельности.
6. Личный пример, который проявляется в соблюдении законов, организованности и дисциплине. Он должен сочетать деловитость и требовательность с внимательным и душевным общением.