Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

РУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Теории государства и права» на тему:

«Построение в России правового государства. Очередной лозунг?»




Работу выполнила:

студентка 4 курса

юридического факультета

Верисокина Евгения Григорьевна

регистрационный № 2GJ000395





г. Москва, 12 сентября 2006 год.

План


Введение

1. Понятие правового государства и его основные признаки

2. Попытка становления институтов  правового  государства в России

3. Проблемы фактической реализации реформ по построению

    правового государства

3.1 Особенности Российской государственности

     3.2 Угроза правовому государству и конституционным основам

     демократии в России

     3.3 Сепаратизм субъектов Федерации

     3.4 Коррупция

     3.4.1 Принципы борьбы с коррупцией

Заключение

Список используемой литературы

.

Введение

Отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.

Тема работы, в частности, касается основополагающих и фундаментальных представлений о нашем государстве. В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия все-таки вышла на тернистый путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая,  в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она  принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее  отличиями стали:  прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека и высшей ценностью.  Процесс утверждения основных принципов Конституции протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережает реальность. Более того, поддавшись некоторым утвержденным принципам в Конституции, Россия пошла на поводу стран Запада и, прежде всего США. Не стоит даже и упоминать, что западные державы являются нашими стратегическими противниками. Несмотря на это, российские власти, получив доступ в Международный Валютный Фонд, начали активно брать кредиты и закреплять их как часть бюджета. Естественно, Фонд отдает кредиты, но только с условием проведения подходящей ему экономической политики. Так Россия жила в долг, раскидывая налево и направо свои богатейшие ресурсы.  И это факт. Любой представитель властей иностранных государств, давая интервью российским корреспондентам, упоминает о нашей стране в первую очередь как о стране с колоссальными природными богатствами. Выстраивая еще пока какое-то правовое государства, мы ущемляем собственные национальные интересы. Агрессивный североатлантический блок НАТО  уже даже и  не замечает России, как противовеса на политической арене. Это отчетливо видно из последних событий в Югославии. Страна настолько ослабла, что ее потряс очередной финансовый кризис в августе 1998 года.

Рассматривая в работе вопросы о становлении в России правового государства и проблемы связанные с этим становлением автору предстоит доказать – является ли Россия правовым государством или это все-таки очередной лозунг?

Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно освещён как у отечественных, так и у зарубежных ученых. В основном необходимая информация была почерпнута из правовой периодики.

Тем не менее, нельзя не отметить работы: Соколова А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск 1994, в которой освещены многие из поставленных вопросов, отличающихся, как значительным количеством практического материала, так и высокой убедительностью теоретического анализа; Румянцева О.Г. Основы конституционного строя России. Москва 1994. В работе использованы тексты: Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса Российской Федерации. Использованы материалы Всероссийского чрезвычайного съезда по вопросам угрозы правовому государству и конституционным основам демократии в России.


1. Понятие правового государства и его основные признаки


Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Историческая память хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимости государства с правом.  Правовое государство - это продукт нового времени.  Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта(174-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье[1](1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола),  должно прийти  правовое  государство,  в основе которого лежит идея автономной личности,  обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Концепция правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает  практический разум,  или свободная воля людей;  человек становится моральной личностью,  если возвысился  до  понимания своей ответственности перед человечеством в целом;  в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями  категорического императива,  который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же,  как к цели,  и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай  так,  чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом";  правом, основанным на нравственном законе,  должны быть определены границы  поведения  людей с целью,  чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило  свободе  других;  право  призвано обеспечить  внешне  благопристойные,  цивилизованные  отношения между людьми;  государство - это  соединение  множества  людей, подчиненных правовым законам.  Или "государство в идее,  такое, каким оно должно  быть"  обязано  сообразовываться  "с  чистыми принципами права";  государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому,  что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том,  что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;  исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия,  при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,  посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков,  равенство и умеренность состояний, охрану семейного  достояния.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать