Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.

Но теоретическая  конструкция правового государства,  сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ  вв., включает: 1) разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную; 2) верховенство правового закона; 3) взаимную ответственность личности и государства; 4) доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все,  что не запрещено законом"; 5) установление реальных гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса,  где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение  научная  осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на  господствующую  форму собственности и на определенную идеологию.  Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения,  исключающего  эту идеологию.  Более того,  идея правового государства уже  подразумевает  антисоциалистичность, т.е.  частную собственность в качестве первичной и исходной.  В нашем государстве делается попытка  не  только  возродить  идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Для того  чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,  наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании,  равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового,  а полицейского государства.  Суть государства правового - именно в характере законов,  их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.  Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы  ведут  к процветанию государства,  а свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового  государства является социальной ценностью всего человечества,  удачным сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов.  В основе правового государства,  во-первых,  должна лежать правовая экономика,  а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,  культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,  союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных  потребностей и интересов.  Оно строится на принципе самоуправляемости,  защищено традициями,  обычаями,  моральными нормами и правом вмешательства государства.  Государство - лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,  общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов  и организаций,  которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных  органов.  Понятие  гражданского  общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы,  но  и  "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом  обществе  устраняет  доминирование  политической власти,  устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать на: мандат народа на осуществление власти,  прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону;  независимое и сильное правосудие; наличие государственной  власти в отдельных блоках,  включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит принцип "от  каждого  по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые  принципы в экономике,  следует возродить ряд свобод: 1)открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные  приказы договорами,  основанными на равенстве сторон; 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено"; 4) обеспечить эквивалентный характер обмена; 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе  партнера; 6)  не ограничивать инициативу и предприимчивость.  Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,  сущностные предпосылки формирования правового государства.   Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого  -  обеспечить свободу и благосостояние.  Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения,  ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность,  ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.     Правовое государство  -  это  демократическое государство, где обеспечивается господство права,  верховенство закона,  равенство всех перед законом и независимым судом,  где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство,  в котором обеспечиваются права и  свободы,  участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры,  развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и  пропагандировать свои взгляды и убеждения,  что находит свое выражение,  в частности в формировании и функционировании политических партий,  общественных объединений, в политическом плюрализме,  в свободе прессы и т.п.  Признаки правового государства:

1.   Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2.   Деятельность органов правового государства базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

3.   Взаимная ответственность личности и государства.

4.   Реальность прав и свобод гражданина,  их правовая и  социальная защищенность.

5.   Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,  видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;  - выработка высокой политико-правовой грамотности;  -  появление  действенной способности противостоять произволу;  - разграничение партийных и государственных функций; - установление  парламентской системы управления государством;  -  торжество политико-правового плюрализма;  - выработка нового правового мышления и правовых традиций,  в  том числе:  а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности,  трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;  б) отказ от догматического комментирования и апологии  сложившегося  законодательства;  в)преодоление   декоративности  и  декларированности  юридических норм;  г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.  Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.  Отторжение  правовой  государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам  могут  рваться  различные  перерожденческие анти правовые структуры,  своего рода политические аномалии (авторитарная  тирания,  бюрократическая  олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия  демагогически-популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению  естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самооценки человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации  политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое  характеризуется  его  всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  основными характеристиками, которые составляют основу правового государства: экономическая, социальная, нравственная.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать