2. Многочисленные частные предприниматели не соблюдают элементарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы ветеринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущества у организаций потребительской кооперации
10И.Т. Насретдинов, З.Н. Мирзагалямова. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации // Межвузовский сборник трудов, 2005. - с. 190
24
3. Перспективным
направлением заготовительной деятельности явля
ются закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует
заметить, что не все потребительские общества
подключились к этому виду
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих
ягод можно привлечь школьников,
нетрудоспособных граждан, пенсионеров.
4. Отдельно можно отметить вопросы осуществления
качественного
экономического анализа деятельности
заготовительной организации, опти
мизации налогообложения, разработки моделей
стимулирования и оплаты
труда работников. Для решения этих вопросов
организациям потребитель
ской кооперации необходимо более тесно
сотрудничать с учеными коопера
тивных вузов.
5. Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на
заготовитель
ных предприятиях аммиачные холодильники на
энергосберегающие и чистые
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени
снизит издержки предприятий и повысит
качество закупаемой продукции.
Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возродить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего заготовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.
Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предпринимательства в свою деятельность.
В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требуется поиск дополнительных источников для расширения масштабов деятельности.
В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип
25
функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товарооборота и оборота собственной продукции.
Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость использования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инновационной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.
Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении определенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельности.
Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечисленные факторы способствуют увеличению производительности труда работников и полному удовлетворению потребностей.
Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятельности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.
Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:
1. Учет индивидуальных качеств и достижений работника;
26
2.
Установление зависимости заработной платы
работника от резуль
татов хозяйственной деятельности
организации;
3.
Степень вовлеченности (объем информации,
составляющей ком
мерческую тайну, умение ее хранить,
преданность организации);
4.
Возрастание роли ответственности по
отношению к своей работе и
управлению подчиненными;
5.
Создание механизма оплаты труда,
побуждающего работника к ов-
ладеванию новыми знаниями, повышению своей
квалификации.
Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).
Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работников потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разновидности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть понятны каждому работнику.
Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимулирующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы работников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организации. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.
Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста.
27
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.
В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией (на примере Тетюшского РайПО) и с актуальными проблемами. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность организации Республики
28
Татарстан.
Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.
Также историческое значение потребительской кооперации заключается в смягчение результатов глобализации, которая должна способствовать развитию регионального рынка.
Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.
29
Список использованной литературы
1.
Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. - 50 с.
2.
Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.
3.
Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.
4. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.
5.
Енаненко В.А. История возрождения //Деловой вестник
-2006.-
№14(62).-С.50-57.
6. Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).-С.35-42.
7. Добин
М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.
8.
Добрынин В.А. Актуальные проблемы
агропромышленного комплекса
/ В.А. Добрынин: Учеб. пособие для вузов. - М.: МСХА, 2001.-180 с.
9.
Захаров И.В. Потребительская кооперация
России в условиях транс
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2001. - 50 с.
10. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной кооперации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2003.-№3.- С. 25-37.
11 .Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.-С.-28-38.
12.Пахомов В.М. Кредитная кооперация : теория и практика / В.М.
Пахомо: Учеб. пособие. - М.: МК, 2002.- 170 с.
13.Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.
14.Проблемы развития региональных систем сельской кредитной кооперации. - М, 2001.
15.Рудник Н. Мы не островок России, мы- единая Россия//Деловой вест-
■
ник «Российской кооперации»-2006.-№6(66).-С.16.
^.Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина. - Саратов.- 2000
17.
Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под
ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина, Ю.Г. Нарядкина и др. -
Саратов.-2003.-205 с.
18. ТкачА.В.
Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3. -е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2003.- 304
с.
31