Повышение эффективности производства на основе внедрения системы ТООL MANAGEMENT (на примере ОАО &qu...
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ТООL MANAGEMENT
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗ»)»
В сегодняшней экономической ситуации многие предприятия вынуждены сокращать выпуск продукции, которая больше не нужна в объемах выпуска прежних лет. В первую очередь это относится к предприятиям, ориентированным на серийное и крупносерийное производство. Из-за требований рынка по изменению потребительских свойств изделий приходится также менять их конструкцию. Изменение конструкции и объемов выпуска изделий в серийном и крупносерийном производстве всегда связано с необходимостью модернизации оборудования или с покупкой нового оборудования.
При любом действии, направленном на изменение технологии механической обработки (внедрению нового технологического процесса, нового станка, нового инструмента) в качестве обоснования звучат слова «это более эффективная технология». Проведенные исследования показали, что эффективность в данном случае выражается в сокращении расходов на механическую обработку, что является практически единственным способом увеличения прибыли в условиях рыночного производства.
Одним из обязательных элементов системы сокращения затрат является оптимальная организация инструментального хозяйства. Система организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оптимальных запасов инструмента в оптимальном техническом состоянии, называется инструментообеспечением -Тооl Маnagement.
Будучи продуктом и процессом абсолютно рыночным, Тооl Маnagement (ТМ) основан на требованиях, предъявляемых на рынке заказчиком производителю (поставщику) инструмента:
1.Своевременная поставка (возможность перехода к системе JIT (Just-In-Тimе), снижение складских запасов).
2.Оптимизация загрузки станка (снижение простоев, оптимизация всех составляющих вспомогательного времени).
3.Увеличение производительности (увеличение реального выпуска изделий при неизменном уровне составляющих затрат и, как следствие, увеличение рентабельности).
4.Оптимизация процесса обработки.
5.Сокращение затрат (речь идет не только о постоянном снижении затрат непосредственно на инструмент, но и всего остального состава затрат производства).
Результирующая всех перечисленных составляющих - - получение конкурентных преимуществ.
Однако некоторые требования не стыкуются с классическим пониманием роли поставщика одного из составляющих производственной цепочки — инструмента. По сути, поставщик инструмента становится интересен заказчику как лицо, несущее ответственность за весь технологический процесс. Наиболее удачным представляется определение роли поставщика инструмента как технологического интегратора производства.
Почему именно поставщику инструмента приходится брать на себя функции такого технологического интегратора?
Инструмент в современном производстве является важнейшим элементом технологического процесса. Именно он, часто в большей степени, чем оборудование, определяет уровень технологического процесса, применяемого на производстве (или как еще часто говорят — технологического уклада). А следовательно, и все остальные составляющие технологической конкурентоспособности: качество выпускаемой продукции, производительность труда и адекватную себестоимость. Именно поэтому, отслеживая и контролируя весь путь инструмента (от входа в производство, через непосредственно работу, до выхода), можно получить максимальное количество рычагов управления производством.
Тооl Маnagement подразумевает полный контроль и управление инструментом на всех стадиях его жизненного цикла. На технологического интегратора накладывается масса ограничений. Ведь в его обязанности входят не только привычные для поставщика инструмента заботы о его качестве и сроках поставки. Технологический интегратор несет на себе ответственность даже за своих прямых конкурентов в области инструмента, так как отныне он отвечает за весь технологический процесс. Ответственность интегратора распространяется на:
• приобретение всего инструмента;
• размещение заказов у сторонних производителей и конкурентов;
• объединение всех поставщиков инструмента;
• управление складом инструмента;
• транспортировку инструмента внутри производства (на рабочие места, участок восстановления режущих свойств, склад);
• восстановление режущих свойств инструмента (переточка и восстановление покрытий);
• контроль над расходом инструмента;
• управление процессом для всех инструментов;
• оптимизацию технологического процесса для каждого инструмента.
Безусловно, такая степень взаимного влияния между заказчиком и поставщиком подразумевает исключительное доверие. Технологический интегратор действительно будет знать достаточно много из того, что происходит на производстве. Однако польза от совместной деятельности может быть очень значительной. В результате может возникнуть своеобразный синергетический эффект — т. е. когда эффективность общей деятельности сильно превысит виртуальную сумму эффектов от деятельности участников. Это произойдет, когда доскональное знание особенностей производства со стороны заказчика умножится на столь же доскональное знание современных технологий и инструментов со стороны поставщика.
Посмотрим на понятие Тооl Маnagement: несколько с другой стороны. Речь идет о тех обязанностях, которые берет на себя технологический интегратор. И, следовательно, о возможностях постепенного внедрения этих процессов в существующее производство.
В зависимости от степени проработки системы инструментообеспечения существует несколько вариантов ее реализации.
Первая ступень - самостоятельный выбор инструмента (например, по каталогу поставщика или нормам ГОСТ).
Вторая ступень — проектная поставка. В этом случае выбор инструмента осуществляет его поставщик.
Третья ступень - техническая поддержка, управление складом покупателя (например, ситуация, когда поставщик гарантирует наличие некоторого количества инструментов у себя на складе в любой момент-времени).
Четвертая ступень - «постоянное улучшение». Речь здесь идет не только о предложении заказчику всех новинок, способных сделать его технологический процесс современнее, производительнее или надежнее. Здесь подразумевается полная, в том числе и юридическая, ответственность поставщика за эти «улучшения». Например, в долговременном договоре поставщик берет на себя обязательства снижать на 5% в год затраты на инструмент, которые несет заказчик. Делать он это может различными способами: как снижая цену и уменьшая свою норму прибыли, так и, например, внедряя новые инструменты, обладающие при той же стоимости повышенной стойкостью, производительностью и т. д. Главное, что поставщик это делать обязан. В договоре также могут быть указаны и обязанности по повышению производительности, снижению брака и т. д.
Верхом интеграции системы Тооl Маnagement в производство является пятая ступень. У нее две отличительные особенности. Во-первых, на этой стадии технологический интегратор берет на себя функции обслуживания инструмента, включая весь блок вопросов, связанных с восстановлением режущих свойств. Имеется в виду не только переточка, но и восстановление износостойкого покрытия и, конечно, все функции контроля инструмента. Вторая особенность этой ступени — это расчеты между заказчиком и интегратором. Все расчеты на этой стадии ведутся исходя из количества готовых деталей. Системный интегратор получает деньги только тогда, когда выпущена готовая деталь в сумме, равной оговоренной заранее доле от цены детали. Например, стороны договорились, что в каждом корпусе с ценой продажи 100 денежных единиц 5 единиц приходится на все затраты, связанные с инструментом. Таким образом, выпуск каждой тысячи готовых изделий означает оплату 5000 денежных единиц технологическому интегратору. (Кстати, ряд западных экспертов предлагает такую оценку уровня технологичности производства: если затраты на инструмент составляют менее 4-5% общего состава затрат, то уровень технологического развития производства неудовлетворителен).
Конечно, столь новаторские взаимоотношения между поставщиком и заказчиком медленно находят себе место в реальной жизни. По разным оценкам, сегодня в мире действуют 4-7 крупных предприятий, работающих по такой схеме. Например, заводы фирмы «Форд» в Венгрии и «Дженерал Моторс» в Польше. В обоих случаях все инструментальное хозяйство отдано внешнему агенту, которым созданы и функционируют достаточно многочисленные (до 40 человек) подразделения, работающие непосредственно на территории заказчика.
Конечно, есть и ограничивающие факторы. В первую очередь это организационные моменты. Все, кто имеют производственный опыт, сталкивались, например, с внезапным отключением электроэнергии в цеху. Для современного инструмента это означает почти стопроцентную поломку. Можно ли учесть такие факторы? Это все выливается в правовые проблемы. То есть надо как-то отразить этот самый риск внезапной порчи из-за выключения электроэнергии в договоре.
Для решения проблем, связанных с инструменто-обеспечением на ОАО «ГАЗ», было рассмотрено четыре варианта реализации проекта, которые имеют свои преимущества и недостатки (см. табл. 1).
Таблица 1
Варианты инвестиционных проектов
Преимущества
Недостатки
1 . Обеспечение инструментом
«своими силами»
1 . Низкая цена.
2. Отсутствие процедуры со-
гласования цен.
1. Необходимо поддерживать и
развивать инфраструктуру ОАО
«ГАЗ».
2. Снижение производительнос-ти, как следствие увеличения себестоимости.
3 .Снижение качества.
4. Ответственность за качество деталей.
5. Система работает неудовле
творительно.
Страницы: 1, 2