Правоохранительные органы правоохранительная деятельность

Правоохранительные органы правоохранительная деятельность

                                      П Л А Н:


1.                 Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность».

2.                 Классификация правовых актов о правоохранительных органах по содержанию.

3.                 Классификация правовых актов о правоохранительных органах по юридическому значению.

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, админист­ративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предметом изу­чения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвя­щены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоох­ранительным органам, например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральные консти­туционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Фе­деральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов» и др.

В связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть изучение устройства, организации и деятельно­сти правоохранительных органов, или должны изучаться только отдельные составляющие этих элементов? На данный вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их совокупности и каждого их них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна вхо­дить в курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не право­вой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функций и реали­зации основных направлений деятельности.

Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих пра­воохранительную деятельность органов, которые функционировали и ра­нее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в 50-е гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е гг. - курс «Суд и правосудие». В 1988г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. С этим нельзя не согласиться. Только рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным содержанием, позволяет давать более полные знания и гото­вить специалистов широкого профиля, не исключая в то же время возмож­ность их специализации.

Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России, не было. Это прежде всего - Конституционный Суд Российской Федерации, а также арбитражные суды (ранее государст­венный и ведомственный арбитражи находились при органах управления) и частные детективные и охранные службы.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло­жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по­нятное изложение изучаемой юридической дисциплины.

При определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, которые изучаются в юридическом вузе, мы исходим из того, что данный курс так или с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта в том, что курс «Правоохранительные органы» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые приме­ни прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступ­ными правонарушениями. Через призму этих отношений попытаемся выяснить  связь названного курса с другими.

Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с конституционным правом, которое является базовым для правоохра­нительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов,  права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.

Связь административного права с курсом о правоохранительных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятельность органов  государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные широко применяют нормы административного права, например, течении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.

В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское, процессуальное, арбитражное, процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов про­цессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права по­дозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, ока­завшихся в сфере уголовного процесса.

Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выпол­нением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осуще­ствления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.

Нормы гражданского и уголовного права широко приме­няются правоохранительными органами при определении признаков право­нарушений, позволяют делать вывод о наличии или отсутствии последних, о наступлении или ненаступлении соответственно гражданской или уголов­ной ответственности, о мерах воздействия или наказания, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением.

Другие отрасли права, например земельное, водное, воз­душное, таможенное, как и ряд норм международно­го права, также связаны с деятельностью правоохранительных органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте; при пересечении границы; при заключении конвенций и соглашений о между­народном сотрудничестве в борьбе с преступностью; при выполнении по­ручений органов следствия и судов зарубежных государств или при выдаче преступников.

Теория государства и права также влияет на деятельность правоохранительных органов своими рекомендациями об основополагаю­щих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности, напри­мер, о применении права, о соотношении права и закона, права и судебной практики, о правосудии.

Существенна связь криминологии и судебной статисти­ки с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструмен­тарий и позволяет с использованием данных судебной статистики анализи­ровать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.

Данные криминалистики   широко  используются  правоохранн­ой раскрытии и расследовании преступлений. Рекомендации по методике и тактике следственных действий в борьбе с преступностью. Криминалистическая техника служит внедрению эффективности следственных действий и оперативно-розыскных мер.

Таким образом, рассмотрение соотношения курса «Правоохранительные юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний позволяет убедительно показать его тесную связь с другими учебными дисциплинами, а также разнообразие способов сочетания и проникновения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную деятельность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Рос­сийской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной вла­сти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСНП и др.), Гене­ральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гра­жданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение закон­ности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и право­охранительных органов; адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).

Приведенные положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы в Российской Феде­рации». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать