Правосознание и правовая культура
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
«К защите допускаю»
Кафедра гражданского и государственного права
___________Тихиня В.Г.
«___»____________2008г.
Курсовая работа
по дисциплине: «Общая теория права»
на тему: «Правосознание и правовая культура»
Студентка группы 70702
____________Шестовская Е.И
(подпись)
Старший преподаватель
_____________Глыбовская Н.А
(подпись)
Минск
2008
Минский институт управления
Факультет Правоведение
Специальность Экономическое право
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой
____________Тихиня В. Г.
«___»____________2008 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине «Общая теория права»
студентке Шестовской Елене Игоревне, группа № 70702с
1.Тема: «Правосознание и правовая культура.»
2.Срок сдачи студентом законченной курсовой работы: 30 апреля.
3.Исходные данные: Конституция РБ от 15 марта 1994; Бабаева В.К. Общая теория права: Курс лекций. 1995; Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Под общ. редакцией Вишневского А.Ф. –Мн.: Тесей, 1999;Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: Учебное пособие. –Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. и др.
4.Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график
Старший преподаватель _____________Н.А. Глыбовская
Задание принял к выполнению____________________
(подпись)
12 декабря 2007
Содержание:
Введение……………………………………………………………...……..4
1. Понятие и функции правосознания . ……………………….…….5
2. Структура и виды правосознания …………………………….…..8
3. Взаимодействие правосознания и права ………………..……….13
4. Правовая культура: понятие и структура ………………………..20
5. Правовой нигилизм и идеализм ………………………………….24
Заключение ……………………………………………………………….30
Список литературы ………………………………………………………31
Введение
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрала правосознание и правовую культуру.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.
1. Понятие правосознания и его функции
Функционирование в обществе права неразрывно связано с правосознанием, ибо все сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие в сфере права. Эффективность реализации права во все ее формах зависит от характера взаимодействия и степени соответствия общественных потребностей, интересов, закрепленных в нормах права, и интересов, ожиданий личности, социальных групп, возникающих в реальных правовых ситуациях. Такое взаимодействие осуществляется на основе правосознания, при помощи которого внешние требования, установления, выраженные в нормах права, переводятся во внутренние мотивы и установки личности, а затем и в ее реальное поведение.
Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм. Существуют различные формы общественного сознания, такие как философское, политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознание находится в тесном взаимодействии.
Правосознание представляет собой структурное образование общественного сознания, которое подчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования и функционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Оно, как видно, охватывает отношение людей к действующему праву, его оценки как справедливого или несправедливого, пожелания совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям общества, а так же оценку действий людей и учреждений в сфере права как правомерных, так и противоправных. То есть правосознание является элементом процесса как формирования права, так и его реализации. Правосознание, таким образом, выполняет ряд важных социальных функций. В юридической литературе изложены разные подходы к их классификации.! С учетом суждений многих авторов можно выделить следующие функции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую (моделирования).
Познавательно-оценочная функция правосознания связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые воззрения, представления и т.д. На основе полученных знаний они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующее право, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, свое собственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевые установки личности к соответствующему поведению, т.е. готовность поступать определенным образом.
На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию. {5;368}
2. Структура и виды правосознания
По своей структуре правосознание представляет собой сложное образование, в котором ученые-правоведы традиционно выделяют три элемента:
-правовую идеологию;
-правовую психологию;
-правовую мораль.
Выделяя указанные элементы, следует помнить, что это условное структурирование, которое используется в целях более глубокого познания данного явления. В реальности же правосознание выступает как целостное явление.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок и представлений о праве. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на теоретическом, достаточно обобщенном и абстрактном уровне, на основе глубокого анализа правовых явлений. Содержание правовой идеологии обуславливается многими факторами:
- достигнутым уровнем социально-экономического развития;
- уровнем правовой системы и систем государственной власти;
- социальной структурой общества;
- соотношением интересов различных социальных групп;
- национальными традициями.
Среди элементов правовой идеологии главенствующее положение занимают правовые идеи. В них фиксируются не только отношения к существующему действующему праву, но и пожелания или представления того, каким оно должно быть. Большинство исследователей права считает, что в условиях формирования правовой государственности ведущими компонентами правовой идеологии должны быть идеи установления и функционирования демократических процедур, обеспечения прав и свобод граждан, связанности государства правом.{15;85}
Правовая психология включает в себя различного рода чувства, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей. И наоборот, эти чувства могут выражать недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий практической жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатывается у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений. Но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой правовая идеология вырастает.