Правосознание и правовая культура

С известной долей условности в качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представление людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает и воспроизводит реальные жизненные процессы через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Оно с по­зиций этих моральных принципов, требований оценивает правовые установления, правовую деятельность.

В юридической литературе встречаются и иные подходы к структуре правосознания. Выделяются, например, поведенческие элементы, к которым относятся юридические мотивы поведения внутренние установки и готовность действовать{2;372}. Однако вряд ли правильно процессы мотивации, формирования в сознании человека установок к действию относить к сфере поведения. Они относятся к сфере психической, мыслительной деятельности человека, к сфере его сознания. Поведение же выходит за рамки этой деятельности, является ее результатом. Оно проявляется в объективно внешне выраженном деянии и, таким образом, не может быть элементом правосознания. Мотивы, внутренние установки к действию полностью охватываются правовой идеологией и правовой психологией.

По своей природе правосознание как система представляет собой сложную структуру мыслительных, эмоциональных, волевых процессов на уровне индивидов, социальных групп, общества в целом. Причем эти процессы могут, как восходить к теоретическим обобщениям, формировать правовые идеи общества, идеологию соответствующих социальных групп, так и находиться на уровне правовых чувств, эмоций и др. Это предопределяет возможность деления правосознания на различные виды. В зависимости от уровня, глубины знания права, его особенностей как регулятора общественных отношений правосознание можно классифицировать на обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Нередко оно носит характер довольно упрощенных, поверхностных суждений о праве и отражает непосредственно житейски-воспринимаемые конкретные правовые явления. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов. Для юриста умение научно мыслить о праве является его профессиональным отличием. Особенности профессионального правосознания проявляются в восприятии данной профессиональной группой ценностей права в комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать правильные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования и т.п.

По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное (общесоциальное). Это деление условно. Индивидуальное и групповое правосознание носит общий характер, общесоциальное и групповое – не существует вне индивидуального сознания. {6;265}

Общественное правосознание выражает правовые воззрения большинства или всех членов общества. Оно обобщает правовые воззрения, принадлежащие любому человеку, как бы фильтруя их сквозь призму сложившихся традиций, культуры общества, уровня нравственности, правовых достижений. Общественное правосознание, с одной стороны, проявляется в концептуально оформленных идеях, принципах, понятиях, отражающих оценку роли права в жизни общества, как достижения культуры человечества. Это высокий уровень обобщения многоаспектных проявлений права, показывающий его ценность и важность для обеспечения жизнедеятельности общества. Оно проявляется и в теоретических разработках по совершенствованию правового регулирования и т.д. Такое проявление общественного правосознания отнюдь не всегда исходит от официальных властей или реально ими поддерживается. Новые правовые идеи чаще всего исходят от научных кругов, прогрессивных государственных деятелей, а также характерно для тех обществ, где в достаточной степени сформирована правовая государственность. С другой стороны, общественное правосознание проявляется в массовых представлениях о праве. Такие представления могут носить неглубокий характер, но в целом благоприятный для функционирования и развития права. Однако они могут отражать и нигилистическое отношение к праву.

Таким образом, общественное правосознание аккумулирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве.

В этой связи представляется не совсем верным отождествление некоторыми авторами общественного и массового правосознания{3;478}.

Общественное правосознание действительно не является некоей суммой представлений о праве всех членов общества в отдельности. Видимо, оно выражает в большей степени наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений. Однако верно и то, что общественное правосознание не может существовать вне индивидуального. Следовательно, на его формирование влияют как массовые, весьма общие представления о праве, так одновременно и представления научные, высокого уровня, носи­телями которых является относительно небольшая группа членов общества. Массовое правосознание, очевидно, представляет собой определенную сторону, грань, определенный аспект общественного правосознания, но все же не является им самим.

В реальной жизни общественное правосознание проявляется, прежде всего, в правовой идеологии, в юридической науке, в законодательстве. Но оно одновременно проявляется и в массовых воззрениях на право, в том числе в прессе, в искусстве, в обыденных житейских поступках. Последние являются волевыми актами индивидов, но они обусловлены социально-правовой средой, в которой действует человек.

Различные формы проявления общественного правосознания есть результат сложного взаимодействия человека как члена общества и самого общества. В целом общественное правосознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.

Индивидуальное правосознание — это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида. Между общественным и индивидуальным правосознанием существует тесная взаимосвязь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Однако определяющее значение принадлежит общественному правосознанию. Ибо оно играет существенную роль в формировании индивидуаль­ного правосознания, которое происходит в процессе общей и правовой социализации личности. Правовое сознание индивида отражает юридическую действительность, но с учетом уже имеющихся представлений об общественных отношениях в сфере права. Индивид, взаимодействуя с социально-правовой средой, на макро- и микроуровнях воспринимает уже сложившиеся формы правовой жизни и усваивает их с учетом своих личных качеств.

Сильное влияние общественного правосознания на формирование индивидуального не означает, однако, что последнее во всех случаях с ним совпадает. Правосознание отдельных индивидов может находиться и в противоречии с общественным, ибо оно зависит от многих социальных факторов, от качеств самой личности, уровня ее образованности, моральных принципов и др.

По признаку субъектов в юридической литературе выделяется и групповое правосознание, под которым понимаются воззрения на право, и правовую практику различных социальных групп. Оно отражает общие интересы и потребности соответствующей социальной группы в их соотношении с интересами общества в целом.{5:371}

3.                Взаимодействие правосознания и права


Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания{18}.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания — нравственным, политическим, философским и др.{17:70-148} и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

В связи с этим, вопреки высказанным в литературе мнениям, отождествляющим или значительно сближающим правосознание и право{11:95}, принципиально важно с самого начала подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют ка­чественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).

Если право по основным особенностям своей субстанции представляет собой институционное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм, то правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции — представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.). К тому же даже с интеллектуальной сторон своего содержания право - качественно своеобразное явление: оно состоит из системных нормативных обобщений.

Отсюда особенности в уровне и характере структурированности права и правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна структурированность ничуть; не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т. д.). Добавим к этому, что в обществе с антагонистическими классами оно дифференцировано в соответствии с делением общества на классы. Однако все эти уровни, слои, сферы и, тем более, делений правосознания по классовому основанию не есть структура целостного, органического образования. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосознания — того, что под термином «правосознание» имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать