Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую и политическую роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл., что в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.
В культурно-цивилизационном плане регионы, выходящие к старым государственным границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром[3]. Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой страны.
3. Региональные особенности развития
российского порубежья
Опыт либерализации внешнеэкономических связей показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения страны в мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических требует многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ, на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.
Громадный пограничный периметр страны в условиях произошедших с начала 1992 г. кардинальных геополитических и экономических изменений до сих пор не может нормальным образом выполнять как барьерные, так и контактные функции. Работа по созданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественное пограничное и таможенное оформление пока далека от завершения.
Плотность международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире. На конец 1998 г. на морских и речных границах имелось 94 порта, осуществлявших пропуск грузов, пассажиров и транспортных средств в международном сообщении или 1 на 489 км водных границ. На сухопутных границах располагалось 95 пунктов пропуска для автотранспорта и 35 для железнодорожного или в сумме 1 пункт на 112 км границ.
Наиболее густая сеть пограничных переходов была в Калининградской области - 24, в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных и 7 железнодорожных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этой эксклавной области - 1 на 27 км периметра границ, наиболее близка к европейскому уровню. В то же время плотность пунктов пропуска на участке российско-китайской границы, занимаемом провинцией Хэйлунцзян в 1999 г. равнялась 17 на 3045 км или один переход на 180 км границы.
За почти десятилетие либерализации внешнеэкономической деятельности пока не произошло существенных изменений в структуре экономики приграничных районов. Оно происходило главным образом на основе традиционной модели. Последняя базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли, движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в соседних странах. Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров и услуг для других. И то и другое лежит в основе получаемых по обе стороны границы доходов и осуществляемых сбережений и накоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитных товаропотоков возникают предпосылки для экономического подъема приграничных районов.
В связи с этим одним из главных элементов развития приграничных районов вплоть до августовского 1998 г. финансового кризиса в России была приграничная и челночная торговля преимущественно по линии импорта. Максимального размера челночный импорт достиг в 1996 г., когда сложились наиболее благоприятные условия его осуществления - 14,4 млрд. долл. или около четверти российского импорта. В челночной торговле участвовало до 10 млн. человек., что позволяло решать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынка сравнительно дешевыми товарами. В начале 90-х гг. наибольший размах приграничная торговля приобрела в дальневосточных регионах в связи с установлением либерального трансграничного режима на российско-китайской границе и существовавших больших различий в соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в России и Китае[4]. Затем главный вектор этой торговли сместился на Северный Кавказ. В 1997 г. российско-турецкий челночный оборот составил 5 млрд. долл. или около 40% всего челночного оборота России. Крупные объемы челночной торговли осуществлялись с Польшей - около 1 млрд. долл., в которой ведущую роль играет Калининградская область. Значительные объемы челночной торговли имели место и на границах России со странами СНГ. Причем, если в страны дальнего зарубежья преимущественно вывозится валюта в обмен на товары, то в случае СНГ ввозятся дешевые товары в обмен на деньги. С 1997 объем челночной торговли начал сокращаться. Слабостью развития челночных функций является их зависимость от таможенного и визового режима. Введение одной из соседних стран тех или иных ограничений сильно сказывается на объемах приграничной торговли. Так например, в результате ужесточения правил бартерной и челночной торговли, повышения тарифов на импорт продовольствия, введения визового режима взаимного посещения резко сократились объемы приграничной торговли России и Китая. Объем внешней торговли Амурской области за 1993 - 1999 гг. сократился в 6 раз.
Введение польскими властями новых правил пересечения границы с 1 января 1998 г. в сторону ужесточения вызвали сокращение объемов челночной торговли. Потери польского бюджета от стремления ограничить возможности нелегальной иммиграции и приблизится к таможенным и визовым требованиям ЕС оценивались в 400 - 800 млн. долл.[5]. Но наиболее сильный удар по приграничной и челночной торговле нанесла в 1998 г. четырехкратная девальвация рубля.
Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных и государственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных изменения курсов национальных валют и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы производства. Но сочетание эти условий трудно достижимо.
Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов при этой модели определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Но большинство приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры. Поэтому объемы прямых иностранных инвестиций в них пока явно недостаточны для заметных структурных изменений в экономике.
Определенные изменения произошли в 1999 г. - в размещенных в России ПИИ резко возросла доля приграничных. Однако в решающей мере это произошло за счет Сахалина в связи с реализацией проектов по добычи нефти и газа на шельфе Охотского моря, а также Краснодарского края и Ленинградского региона ( Санкт-Петербург и Ленинградская обл. На эти четыре региона пришлось около 80% всех ПИИ, размещенных в приграничных субъектах РФ. Высокую территориальную концентрацию иллюстрирует также и то, что на первую десятку регионов пришлось 94% всего объема инвестиций, накопленных в приграничном поясе за 1992 - 1999 гг. При этом произошло понижение инвестиционной привлекательности лидеров первой половины 90-х гг. Хабаровского и Приморского краев, Тюменской области и ее возрастание у Ленинградской, Новосибирской, Челябинской областей и особенно у Краснодарского края.
Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов приграничных с Украиной. Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана прежде всего с северной столицей.
Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморском крае. Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов.
Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 - 1999 гг. стабильной правовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной "Янтарь" и промышленной зоной "Находка" в приграничных регионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа "Ингушетия" и "Алтай" и на основе решений органов власти в субъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона "Калмыкия".
Необходимо подчеркнуть, что соседние с Россией государства довольно широко используют зонный механизм для повышения конкурентоспособности приграничных с ней районов. Деятельность многих зон тесно увязана с российским рынком. В частности в пограничных с Россией районах Китаем созданы специальные экономические зоны приграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунчуне. Эти зоны играют важную роль в развитии российско-китайской торговли и экономическом подъеме отсталых северных районов Китая.