Предприятия 8 СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Трабзон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турции широко используют импортное российское сырье и материалы для производства продукции, которая затем частично реализуется на российском рынке.
Беспошлинные зоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта, Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига, Клайпеда) занимаются накоплением, хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств, действующих или разворачиваемых в России. При этом используется разница в таможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты.
Инвестиционная деятельность в приграничных регионах России в основном связана с созданием соответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамично эти объекты сооружаются либо планируются к сооружению в Ленинградской области. В 1997 г. на российско-финской границе открыт современный автопереход в Торфяновке стоимостью 37 млн. долл. Он может обслужить в сутки до 3 тысяч автотранспортных средств. Завершено сооружение подобного перехода в Брусничном, расширен переход в Святогорске. Проводится реконструкция пограничной железнодорожной станции Бусловская, что позволит в несколько раз увеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемое сооружение скоростной железной дороги Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, объездной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга, морских портов в Финском заливе (Батарейная, Усть-Луга, Приморск), создание в ближайшие годы Балтийской трубопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для России балтийского транспортного коридора.
Перспективы развития пограничной транспортной инфраструктуры в Калининградской области связаны с модернизацией морских портов, улучшением качества обслуживания на переходах и реализацией проекта автомагистрали "Виа Ганзеатика" (Санкт-Петербург - Рига - Клайпеда - Гданьск - Гамбург). Россия выступает за создание в кооперации с балтийскими странами энергетического кольца, включающего ЛЭП и газопроводы. В качестве первого шага планируется сооружение в районе Выборга электростанции, которая будет поставлять электроэнергию в Финляндию и Швецию, и газопровода на те же страны4.
В Северо-Кавказском районе расширение контактных функций связано с расширением пропускной способности портов Таганрог, Темрюк, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитием сопутствующих транспортных услуг. Контактность каспийских границ России возрастет с реализацией проектов совместного российско-иранского порта Оля вблизи Астрахани, создания паромной переправы от калмыцкого города Лагань до иранского Амир Абада. Существенно повысил надежность железнодорожного сообщения отрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой и черноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню. Большое значение для развития регионального сотрудничества будет иметь сооружение прямого газопровода между Россией и Турцией по дну Черного моря "Голубой поток" и нефтепровода Тенгиз - Новороссийск Каспийским трубопроводным консорциумом.
На Дальнем Востоке большое геополитическое и геоэкономическое значение имеет сооружение автомобильного моста через Амур. Наиболее крупными проектами являются сооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в направлении на Пекин через Монголию, современного перехода на российско-китайской границе в Забайкальске, строительство автодороги Хабаровск - Чита, расширение и модернизация дальневосточных портов, развитие СЭЗ "Находка". Расширению транзитных функций Дальнего Востока будет способствовать сооружение в рамках международного портово-промышленного комплекса в устье пограничной реки Туманган железной дороги, которая соединит китайский город Хунчун с портом Зарубино (77 км) и тем самым даст выход Китаю к Японскому морю4.
Развитие производственных и транспортных функций приграничных субъектов в 1992 - 1999 гг. опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кредиты и средства российских банков и компаний. Государственные инвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных (Краснодарский край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва и Горный Алтай, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных программ до сих пор была невысока в связи с крайне неудовлетворительным их финансированием.
4. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов
В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства.
Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения на трех юридических ярусах. Первый составляют федеральные юридические акты образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ».
Второй правовой ярус создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов федерации. Огромное значение для приграничных территорий имеет нормативно-правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами. Например, среди соседних стран самый либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союза, а наиболее жесткий - с Эстонией.
К третьему, нижнему, ярусу относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве. При этом субъекты РФ и единицы местного самоуправления не являются субъектами международного права, соглашения заключаются в рамках имеющихся у них компетенций.
Большое значение для сотрудничества имеет уровень развития приграничных территорий. Как показывает международный опыт, потенциал сотрудничества у богатых стран многократно больше, чем у бедных.
Все многообразие условий развития приграничных районов России и их сотрудничества со смежными районами соседних стран и его конкретного содержания в обобщенном виде можно представить в трех основных типах: европейском, постсоветском и азиатском[5].
Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС или странами кандидатами на вступление в Союз. Это небольшая часть приграничного пояса страны. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации связующие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией, Северную Европу с Закавказьем и Центральной Азией. Значение балтийского транспортного коридора для внешнеэкономических связей России после распада СССР устойчиво возрастает. В геоэкономическом плане также весьма важно, что Россия имеет здесь Санкт-Петербург - город мирового культурного значения. Вместе с тем российские приграничные районы по уровню благосостояния сильно уступают своим визави в Финляндии и Норвегии и заметно уступают соседним регионам Польши, Эстонии, Латвии и Литвы.
Прямое соприкосновение с ЕС, хотя и с его периферийной частью имеет большое значение, поскольку приграничное сотрудничество руководствуется принципами и подходами выработанными в Союзе в ходе устранения внутренних границ и унаследованных "пограничных рубцов" на едином европейском экономическом пространстве.
Довольно жесткий таможенный и визовый режим этих границ компенсируется развитием институциональной контактности. Для этого типа характерно широкое участие в приграничном сотрудничестве органов власти субъектов РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информация, новые технологии. Оно реализуется на основе совместно или согласованно разрабатываемых проектов. При этом экономически более сильные партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ INTERREG и PHARE оказывают техническую и финансовую помощь российским партнерам. Наиболее ярко этот тип представлен в российско-финском и российско-норвежском приграничном сотрудничестве.
Для развития приграничного сотрудничества со странами ЕС и финансирования проектов этого сотрудничества из бюджета этой организации важную роль сыграет "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией", а также деятельность Совета государств Балтийского моря и Баренц-Арктического региона. Большое значение для развития приграничных связей будет иметь реализация проекта «Северное измерение», нацеленное на активизацию экономических и культурных связей на европейском Севере.
Среди множества соглашений, существенных для приграничного сотрудничества, следует также выделить заключение в 1992 г. межгосударственного соглашения с Финляндией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В том же году было подписано соглашение с Литвой "О сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области" и Польшей "О сотрудничестве северо-восточных воеводств и Калининградской области" и о «трансграничном сотрудничестве»
Солидную правовую базу имеет приграничное сотрудничество Калининградской области с соседними районами Польши и Литвы. В 1991 г., а затем в 1999 г. было подписано межправительственное соглашение о долговременном сотрудничестве Калининградской области районов Литвы. Калининградская область является соучредителем и членом еврорегиона «Балтика», образованного в феврале 1998 г. совместно с районами Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Эстонии[6].
Несмотря на натянутые отношения России с Латвией и Эстонией создан и действует Совет по сотрудничеству приграничных регионов Латвии, России и Эстонии, в который входят органы местного самоуправления и региональные власти этих стран. От России в Совете участвуют три пограничных района Псковской области. Калининградская область совместно с Латвией и Литвой область участвует в создании еврорегиона «Сауле».