Проблема пропаганды наркомании на страницах печатных и виртуальных молодежных изданий

Это связано с укоренившимся в сознании молодежи представлением о том, что употребление наркотиков:

- необходимо, причем во всех сферах жизнедеятельности человека (наука - «наука и наркотики всегда идут рука об руку»1, творчество - помогает «пофантазировать»2 и др.);

- приятно («находящимся под их воздействием кажется, что все отлично»3);

- способно приносить пользу («все наркотические средства в первую очередь обезболивающие»4, «каннабис…признали полезным при астме, невралгии, эпилепсии, запое»5);

- способно решить проблемы («на какое-то время ликвидируют чувство тревоги и неуверенности в своих силах»6;

- исторически оправдано («Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений»7.

«Есть только 3 причины чтобы не употреблять наркотики: страх смерти, воспитание… и когда это не нужно… И миллиарды причин, чтобы употреблять»8.

В распространении информации о наркотиках средства массовой информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь, получают информацию из СМИ9

Молодежные печатные и виртуальные СМИ часто обвиняются общественностью в пропаганде наркомании. Причины и обоснованность подобных обвинений, законодательно-правовые аспекты пропаганды наркомании, общие характеристики современных молодежных СМИ, профессионально-этические качества, необходимые журналистам для работы над проблемой наркомании будут подробно рассмотрены в данной главе.


1.1.        Общие характеристики современных молодежных СМИ


За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как в тематическом, так и в количественном плане1. С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя. С другой – такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.

В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно2.

На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75 процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий)3.

Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера4.

Говоря о современной молодежной прессе России и Казахстана, Сагымбай Козыбаев, профессор, д.и.н., президент Академии журналистики Казахстана, совершенно справедливо отмечает: «В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что на рынке прессы для молодежи безраздельно властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи СНГ, такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории (которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов»1.


1.2. Цель СМИ при освещении проблемы наркомании


Соглашаясь с тем, что основным назначением современных молодежных изданий является развлечение читателя, определим, в чем заключается их цель при освещении проблемы наркомании.

СМИ, несомненно, могут влиять на уровень потребления наркотических веществ в обществе2. Являясь основным источником информации о наркотических веществах, каждый материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме наркомании. И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону3.

Цель СМИ при освещении проблемы наркомании -  способствовать возникновению у аудитории отрицательного отношения к наркотикам.

«СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств)»1.

Неправильное освещение журналистами вопроса наркомании провоцирует пропаганду наркотиков среди молодежи и осложняет борьбу с этой проблемой2.

1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной прессе


Рассмотрим основные причины, по которым проблему пропаганды в молодежной прессе можно считать актуальной.

Непрофессионализм журналистов

«Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются начинающие журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией»3.

«Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов»4.

К частым ошибкам, допускаемыми молодыми журналистами, можно отнести следующие:

-         непонимание сущности наркомании, сведение проблемы к вопросам «употреблять» или «не употреблять»5;


-         создание «моральной паники» в обществе1;

-         отсутствие конкретных рекомендаций для решения проблемы2;

-          употребление наркотиков – личное дело каждого человека3;

-         описание наркомана как больного, но не преступника (асоциальное поведение наркомана в данном случае будет расцениваться как допустимое для его состояния)4;

-         разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые»5;

-         освещение аспектов наркомании, в которых может содержаться скрытая пропаганда (вопросы легализации наркотиков6, финансовая прибыль наркобизнеса7, героизация звезд шоу-бизнеса8 и др.);

-         неверный выбор источника информации;

-         героизация личности наркомана;

-         попытка одним материалом воздействовать и на наркоманов, и на людей, не употребляющих наркотики9;

-         выдача собственного мнения за профессиональную оценку наркоситуации;

-         дискредитация опыта профессиональных наркологов, потому что они «никогда не пробовали»;

-         создание ареола «элитарности» и «избранности» наркомана;

-         попытка глубокого проникновения в субкультуру наркоманов с целью вызвать интерес у аудитории и др.

Это ведет к тому, что «продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»1.

Эксперты свидетельствуют, что сложные материалы в СМИ проходят предварительную экспертизу (юридическую, экспертную), но журналисты, пишущие на тему наркомании почему-то редко показывают свои материалы специалистам. Сами журналисты отмечают, что всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знаний для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать.

Лишь в последние годы журналисты стали ставить вопрос об обучении и  повышении собственной квалификации, чтобы избежать пропаганды наркомании в обществе.

Среда наркоманов постоянно обновляется, поэтому журналистам, пишущим на тему наркомании, надо постоянно учиться, использовать в своих материалах новые данные, чтобы правильно освещать проблему.

«Врачи каждые пять лет проходят переквалификацию, почему бы журналистам не поучиться. Ведь грань между ужасом и легкомыслием может увидеть только человек, который «в теме»2.

Отсутствие единой концепции для СМИ

«Еще одна существенная деталь: в России нет общей концепции для СМИ, на которую следует опираться при работе над подобными материалами»3. Поэтому каждое конкретное издание определяет собственную концепцию по освещению проблемы наркомании. Рассмотрим наиболее спорные вопросы.

- Стоит ли вообще говорить о наркомании?

Журналисты высказывают следующие мнения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать