Проблема пропаганды наркомании на страницах печатных и виртуальных молодежных изданий

определили, что целью средств массовой информации при освещении проблемы наркомании является формирование у аудитории отрицательного отношения к наркотикам;

рассмотрели теорию о влиянии западной идеологии на формирование образа потенциального наркомана;

выявили противоречия в современном законодательстве в отношении проблемы пропаганды наркомании;

прояснили ситуацию с пропагандой наркотиков в сети Интернет;

прокомментировали основные положения Декларации «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению.



Глава II Практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных молодежных СМИ


Тема наркотиков многие годы казалась безвыходной проблемой. Даже при условии, что каждый специалист тем или иным образом решает свои задачи, в целом в общественном сознании тема наркотиков звучит как тупиковая. Немалая заслуга в этом принадлежит СМИ.

Однако если обратиться к материалам всемирного отчета по наркотикам, опубликованного в 2000 году UNDCP (то есть комиссией ООН по контролю наркотиков), обнаруживается, что в мире практически везде констатируются позитивные или обнадеживающие тенденции1. Где-то достигается стабилизация, а где-то и снижение как предложения, так и спроса на наркотики. По данным того же отчета, исключение составляют лишь страны СНГ, которые служат транзитными путями для афганского опия и героина в Европу.

К сожалению, большинство публикаций в российских СМИ на темы, связанные с нелегальными наркотиками, не указывают на выход из непростой наркотической ситуации. Более того, темы, которые выбирают журналисты молодежных изданий, могут содержать в себе скрытую пропаганду наркомании. Выбранные способы организации текстового материала могут способствовать появлению положительного отношения к наркотикам. Различные манипуляции с помощью контекста убеждают читателя в безвредности наркотиков. Банальные заголовки способствуют потере интереса аудитории к проблеме.

В данной главе мы рассмотрим, как освещается в современных молодежных печатных и виртуальных СМИ проблема наркомании, и постараемся разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.


2.1. Темы, от освещения которых следует отказаться


В результате нашего исследования был выбран ряд тем, при освещении которых начинающие журналисты чаще всего допускают неосторожные высказывания по отношению к наркотикам. Чтобы не допустить скрытой пропаганды наркомании, мы советуем отказаться от перечисленных далее тем журналистам, не имеющим необходимых навыков для работы по проблеме.

Наркотики и рок-звезды

Каждый подросток мечтает стать успешным и счастливым. В качестве объекта подражания молодежные СМИ предлагают ему рок-звезд. Эти люди обаятельны, знамениты и богаты. Их сфера деятельности, шоу-бизнес, тесно связана с наркотиками.

Регулярные публикации о рок-звездах, которые употребляли (или употребляют) наркотики, в сознании подростков закрепили следующие представления.

- Рок невозможен без наркотиков.

Александр Васильев, лидер рок-группы Сплин, недоумевает, откуда появился стереотип, что все рок-звезды употребляют наркотики, несмотря на то, что сам  лично пробовал1.

«Все музыканты либо колются, либо нюхают, либо  курят. Это известно каждому»2.

«Наркотики – неотъемлемая часть рок-культуры»3.

Этот стереотип появился ввиду того, что журналисты освещая деятельность рок-звезд, обязательно рассказывают о присутствии наркотиков в их жизни. Ведь «порок привлекает население к герою, потому что растленный и порочный герой вызывает зависть и желание соответствовать. Рок-музыка как никакое другое искусство воспевает пороки и дурные привычки… Большой и трезвый рок-музыкант - нонсенс»1.

- Наркотики необходимы для творчества.

Журналисты часто указывают на взаимосвязь наркотиков с талантом музыкантов, которые творят благодаря действию наркотиков, а не вопреки ему. «На определенном этапе наркотики кажутся даже необходимыми для творчества»2.

- Наркотики - атрибут славы и успеха.

Показывая успех и богатство звезд, журналисты невольно убеждают подростка, что все достижения рок-звезд - заслуга наркотиков. В качестве примера можно привести статью о популярной рок-группе Red hot chilli peppers «RHCP: «Без кайфа, но в кайф»3. Наркотики употребляли все члены группы. «Альбом под кайфом - альбом в постнаркотической депрессии, и так по кругу». В настоящий же момент RHCP «находятся на такой высоте, что рассказ о них следует начинать с километрового списка достижений», группа «признана «одним из лучших коллективов всех времен и народов».

- Наркотики - способ развлечься и расслабиться.

Насыщенная событиями жизнь рок-звезд требует такого же насыщенного отдыха. Журналистские материалы об отдыхе звезд, непременно упоминают наркотики в компании с алкоголем. Складывается впечатление, что наркотики действительно обладают развлекающими и расслабляющими свойствами.

 «Это все равно, что ты идешь пешком по улице, устал, и тут кто-то предлагает тебе велосипед»4.

«Во время тура наркотики и горячительные напитки у нас строго запрещены для всех участников. Человек может развлекаться как  угодно, но если уж ты берешь на себя ответственность выступать перед людьми, нужно поддерживать достойную форму»1.

- Безнаказанность звезд-наркоманов.

Создается иллюзия, что звезды-наркоманы не подвергаются общественному осуждению или уголовным взысканиям ввиду собственного авторитета и возможности откупиться от правоохранительных органов.

Так, певец и наркоман Мэрлин Мэнсон, может «безнаказанно изрекать такие пагубные афоризмы, как «Я не люблю наркотики, но наркотики любят меня». И ему все сходит с рук: он же дьявол»2. В молодежных журналах практически не появляются статьи о судебных процессах против звезд за употребление и распространение наркотиков.

- Легкость отвыкания от наркотической зависимости.

Редко изображается, насколько тяжело происходит отвыкание звезд от наркотиков. Поэтому складывается впечатление что рок-звезде, чтобы бросить наркотики, нужно только захотеть.

«Одно время я действительно злоупотреблял, но бросил после того, как умер мой близкий знакомый»3.

«Он пробовал многие тяжелые наркотики - героин, кокаин и другие. О траве даже не говорю. И вот однажды он на какой-то очередной вечеринке разбежался и врезался в дверной косяк. Он даже упал - такой сильный был удар. С тех пор он ничего не употребляет»4.

С 2002 года в «Ровеснике» - молодежном журнале, посвященному рок-культуре - появилась только одна статья, в которой показывается вся сложность отвыкания рок-звезды от наркотиков – «Пять лет немоты (исповедь бывшего наркомана)»5. «Несколько лет ушло только на то чтобы привести свою жизнь в порядок и избавиться от пагубной привычки, я имею ввиду наркотики», - говорит в своем интервью Трент Резнор, лидер группы  Nine Inch Nails, - «Сейчас я чувствую  себя человеком, заряженным энергией, человеком, который наконец-то может контролировать собственную жизнь».

История наркомании

Общий смысл материалов, информирующих об истории употребления различных наркотиков, можно свести к следующему - для употребления наркотиков существует историческая необходимость. «Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества, потребление которых влияет на сознание»1.

То есть, журналистами бессознательно внедряется миф о том, что наркомания - глубоко традиционное явление для общества. Известно, что слово «традиция» вызывает в нашем сознании ассоциации с чем-то спокойным, правильным и нерушимым. Таким образом, в сознании происходит соединение образа традиции с информацией об употреблении наркотиков2.

Персональная история наркомана

Журналисты любят начинать материал о наркомании яркой и увлекательной персональной историей. Считается, что подобный способ делает материал более эффективным3 по следующим причинам:

- знакомясь с историей чьей-то жизни, читатель относится к теме с меньшей критикой, чем если бы те же идеи были выражены сухим языком, напрямую, «в лоб».

- художественные образы традиционно пробуждают у читателей и зрителей разнообразные ассоциации, которые могут существенно изменить отношение к проблеме, а вследствие этого, возможно, и поведение.

- присоединяясь к действующим лицам, читатель может представить себя в подобной ситуации и мысленно прорепетировать, что он стал бы делать, случись все это с ним.

Однако, разумеется, от мастерства и профессионализма журналиста зависит то, какие именно мысли возникнут у читателя, на какие именно действия он будет побужден.

Рассмотрим основные ошибки, которыми грешат персональные наркоманские истории в материалах молодежных изданий.

- Отсутствие решения проблемы.

Журналист описывает, как наркотики разрушили жизнь конкретного человека, однако не предлагает никаких вариантов решения проблемы. В сознании читателя формируется представление о невозможности борьбы с наркоманией.

- Наркоман - только больной.

Наркоман - прежде всего, преступник, который употребляет наркотики и в 80% случаев является их распространителем. Наркоман – аморальная личность, для которой не существует таких понятий как любовь, семья, дружба. Наркоман – больной.

Все вышеперечисленные определения в равной степени сочетаются в образе человека, употребляющего наркотики. Однако, журналисты в персональных историях представляют наркомана, в первую очередь, больным, тем самым, оправдывая совершаемые им преступления и асоциальные поступки зависимостью от наркотика. В сознании подростка подобное девиантное поведение закрепится как допустимое.

- Наркоман – долгожитель.

Известно, что в среднем наркоманы живут от трех до пяти лет с момента употребления наркотиков1. Если рассматривать персональные наркоманские истории на примере молодежного журнала «Молоток», четко прослеживается тенденция – в качестве интервьюируемого выступают наркоманы-долгожители, которые по 13 - 15 лет употребляют наркотики1.      Если в журналах с определенной периодичностью появляются истории наркоманов-долгожителей, у читателей может сложиться мнение, что данные о продолжительности жизни наркоманов сильно преуменьшены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать