Элементы повышения международной конкурентоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т. е. практически находится на мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения российского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5 раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продукция предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия); пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо, будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов; сложная стратегия повышения международной конкурентоспособности ими пока не осуществляется. Более того, основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет производственной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу экономики России и неудовлетворительных по структуре ПИИ является отсутствие в стране стратегии привлечения таких инвестиций и государственной политики ее реализации. До настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно противоречивой — от поощрения иностранных инвестиций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности, предоставление потенциальным иностранным инвесторам государственных гарантий неизменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ от излишнего и многоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов производства. Главным приоритетом должны стать новые производственные и управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей экономики, в которых имеются предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданского авиастроения, автомобилестроения, энергетического машиностроения, а также передовых областей научно-технических исследований (например, био- и компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого сектора в целом и энергоресурсов в частности для экономики страны привлечение инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающихся рынков сейчас составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «экономической безопасности»: государственная защита (протекционизм) только в отношении отраслей, определяющих политическую независимость страны, а также демонстрирующих международную конкурентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и предполагает наличие международных конкурентных преимуществ страны, т. к. «чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономическом отношении страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но не открывших свои филиалы. Главной целью должно стать соединение принадлежащих им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на мировом рынке производств. При этом, учитывая реализуемую ТНК конкурентную стратегию, в случае прорыва в этой области одной из компаний следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказывает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных технологических областях, которые могут привнести в экономику России развитые факторы конкурентоспособности, предварительно проходит коммерческую проверку на относительно небольших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий экономической деятельности, как для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых порах — льготные условия для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные отрасли экономики.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед иностранными инвесторами (при более высокой, чем в России, степени «непрозрачности» национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весомые инвестиции, во многом именно благодаря выполнению условий инвестиционных соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ ее элементы реализуются в ряде случаев на региональном уровне. В частности, удачным примером может служить действующее законодательство и правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание технически передовых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние источники развития экономики России. В то же время многолетний международный опыт показывает, что встраивание национальной экономики в систему «международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами, дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
3.2. Проблемы защиты от чрезмерных иностранных инвестиций.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций является не актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Таким образом для России проблемой является урегулирование и перераспределение иностранных инвестиций направленных в непроизведственные отрасли, а так же в добывающие отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики по-прежнему остается активное привлечение в Россию иностранных инвестиций.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков, и не дискриминации.
На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект постановления Правительства Российской Федерации "0 перечне приоритетных отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим инвесторам", которое также будет способствовать формированию прогрессивной структуры экономики России.
Будет также рассмотрен вопрос о возможностях и условиях конкурсного привлечения иностранных партнеров к финансированию и строительству "под ключ" конкретных объектов, прежде всего производственной и социальной инфраструктуры. Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов возможно предоставление им права последующей эксплуатации объекта на определенный срок с дальнейшей передачей его в собственность России.
Серьезным стимулом усиления притока зарубежного капитала в Россию будет совершенствование информационной деятельности и статотчетности в сфере иностранных инвестиций.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику должен содействовать решению таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала, развитии импортозамещающих производств; содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы; освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества:
совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов;
· создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также - предприятий стран СНГ, в особенности тех из них, которые являются особо важными поставщиками для российской экономики;
· международный финансовый лизинг;
· создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Международные экономические отношения. Под ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999.
2. «Инвестиции в России» №6,2003.
3. «Инвестиции в России» №10, 2002. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы. В. Орешкин.
4. «Вопросы статистики» №7, 2002. Иностранные инвестиции в экономику России в 2001 году.
5. «Инвестиции в России» №5,2003.
6. «Инвестиции в России» №9, 2003. Б. Сафронов, Б. Мельников, А. Шкуренко, В. Марковская.
7. «Инвестиции в России» №11, 2002.
8. «Инвестиции в России» №7, 2002.
9. «Инвестиции в России» №8, 2002. Либерализация инвестиционного режима. В. Москвин.
10. Таможенная политика в условиях трансформации российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. 2002.