Хозрасчетная эффективность НТП характеризует результативность затрат в масштабах отрасли, объединения, предприятия и рассчитывается на базе показателей, принятых для оценки деятельности этих звеньев народно-хозяйственной системы; под эффектом понимают прибыль или чистую продукцию, а под затратами - стоимость производственных фондов или себестоимость. Наиболее распространенным показателем хозрасчетной эффективности является рентабельность производства.
Полная эффективность НТП (как народно-хозяйственная, так и хозрасчетная) отражает отношение полного эффекта хозяйственной и социальной деятельности, например, полный объем национального дохода или прибыли ко всем затратам, вызвавшим этот эффект (как прошлым, так и в расчетном периоде).
Приростная эффективность НТП характеризуется отношением прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавший его затрат.
Сравнительная эффективность НТП представляет частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов. В качестве эффекта здесь чаще всего выступает рост прибыли в результате снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим (или просто разность себестоимости), а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.
Сравнительная эффективность отражает лишь эффективность совершенствования (реконструкция, развития, улучшения и т.п.) варианта, но не эффективность функционирования усовершенствованного варианта, последняя может оказаться и ниже нормативной. Кроме того, сравнительная эффективность всегда определяется в условиях полной сопоставимости вариантов, т.е. представляет собой чисто расчетную, условную величину. Сравнительная эффективность позволяет судить о преимуществах отдельных вариантов совершенствования производства и отобрать наилучший из них, не предопределяя конечного решения о целесообразности его реализации. Это решение может быть принято только на основе расчета абсолютной эффективности и сопоставления ее с нормативной.
Абсолютная эффективность НТП характеризует отношение конечного народно-хозяйственного или хозрасчетного эффекта к затратам на реализацию варианта, отобранного по критериям максимальной сравнительной эффективности или минимума приведенных затрат. Расчет абсолютной эффективности завершает цикл выбора наиболее эффективного варианта хозяйственного развития.
Абсолютная эффективность, в отличие от сравнительной, всегда рассчитываются по фактическим или ожидаемым показателям реализации варианта без приведения их в условный сопоставимый вид.
Перечисленные виды эффективности не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Правильнее называть расчетный показатель полной народно-хозяйственной абсолютной эффективностью, сравнительной, хозрасчетной, хозрасчетной эффективностью и т.д.
Независимо от вида определяемой эффективности (народно-хозяйственной, хозрасчетной, капитальных вложений, новой техники и т.д.) принят единый порядок расчета, включающий:
· определяет исходных данных для расчета (всех видов затрат и всех элементов эффекта) по каждому варианту;
· приведение вариантов к сопоставимому виду;
· определение наиболее эффективного варианта по критериям минимума приведенных затрат или максимума сравнительной эффективности;
· оценку отобранного варианта по показателям, определенным в первом пункте (т.е. без корректировки на сопоставимость с другими вариантами), по показателю абсолютной эффективности. Если этот показатель выше или равен нормативной эффективности, то вариант рекомендуется для реализации, в противном случае необходимо пересмотреть всю систему предложенных вариантов (найти резервы повышения их эффективности, добавить новый вариант и т.д.).
При выполнении расчетов по этой схеме особенно важны народно-хозяйственный подход, принцип альтернативности затрат, корректность приведения вариантов в сопоставимый вид, учет фактора времени, полнота учета всех факторов эффекта и всех элементов затрат.
Требования приведения вариантов в сопоставимый вид достаточно известны по рекомендациям типовых методик. Наименее разработанный аспект вопроса - реальный смысл новых модификаций вариантов после приведения их в сопоставимый вид. Это приведение (по объему, номенклатуре продукции и т.д.) должно быть не формальным, а основываться на технически возможных путях достижения одинаковых результатов по каждому из вариантов. Так, уравнивание вариантов по объему продукции нельзя сводить лишь к изменению условно постоянных затрат по варианту с меньшим объемом производства; необходимо реально представить, в результате чего будет достигнуто увеличение выпуска продукции (расширение действующего производства путем строительства новых мощностей, увеличения загрузки действующих, строительства или расширения другого предприятия, импорта продукции и т.д.), и учитывать изменение затрат в зависимости от принимаемого направления приведения варианта в сопоставимый вид.
Методической основой приведения вариантов к сопоставимому виду является практическое применение принципа альтернативности затрат. Он состоит в приведении каждого варианта к сопоставимому виду, прежде всего по конечной цели, т.е. по совокупности всех локальных эффектов. В этом случае каждый вариант будет характеризоваться различными затратами на достижение равного эффекта (альтернативными затратами). Естественно, что сумма этих эффектов и величина каждого из них должны быть не максимальными, в экономически обоснованными. Например, выпуск продукции должен быть в пределах плановой потребности по ассортименту и номенклатуре, природоохранный эффект - в диапазоне существующих предельно допустимых концентраций, выбросов и т.д.
Важным моментом при определении экономической эффективности является также учет фактора времени.
Различные варианты совершенствования производства могут отличаться как продолжительностью их реализации, так и характером затрат и получения результатов. Это выдвигает задачу учета неравноценности разновременных затрат при оценке народно-хозяйственной эффективности. Необходимо учитывать также, что в результате научно-технического прогресса происходит естественное изменение затрат и эффекта, снижаются общественно необходимые затраты труда, повышается социально-экономическая значимость живого труда, происходит удорожание природных ресурсов и работ по их воспроизводству и т.д.
В 1988 г. Государственный комитет СССР по науке и технике в Академии наук СССР приняли Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса.
Исходные принципы Методических рекомендаций соответствуют общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений и могут применяться при оценке эффективности мероприятий, предусматривающих проведение совместной научно-технической и производственной деятельности с зарубежными странами.
При этом к мероприятиям НТП относятся создание, производство и использование новых, реконструкция и модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий, сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения и рационализаторские предложения, а также способов и методов организации производства, труда и управления. Мероприятия НТП должны обеспечивать выпуск продукции (выполнение работ и услуг), позволяющей наиболее полно и качественно удовлетворять общественно необходимые потребности, способствовать достижению наивысшего технико-экономического уровня производства, решению социальных, экологических и других важнейших задач развития национальной экономики, и получение экономического эффекта.
Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий РНТ определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления мероприятий НТП.
При определении экономического эффекта по условиям производства используются:
· действующие оптовые, розничные цены и тарифы на продукцию и услуги;
· установленные действующим законодательством нормативы платы за произведенные ресурсы (производственные, трудовые и природные фонды);
· действующие нормативы отчисления от прибыли предприятий и объединений в государственный и местный бюджеты, вышестоящим организациям для формирования централизованных отраслевых фондов и резервов;
· правила и нормы расчетов предприятий с банком за предоставленный кредит или хранение собственных средств;
· нормативы пересчета валютной выручки и т.п.
Общий подход к выбору наилучшего варианта реализации мероприятий НТП на этапе ТЭО сводится к следующему:
· отбираются варианты из потенциально возможных, каждый из которых удовлетворяет всем заданным ограничениям: социальным стандартам, экологическим требованиям, по времени реализации и др. В число рассматриваемых обязательно включаются наиболее прогрессивные варианты, технико-экономические показатели которых соответствуют лучшим мировым достижениям (не только освоенным в производстве, но, при наличии информации, и намечаемым к выпуску в перспективе) или превосходят их. При этом должны учитываться возможности закупки техники за рубежом в необходимом количестве, организации собственного производства на основе приобретения лицензий, организации совместного производства с зарубежными странами;
· по каждому варианту из числа допустимых определяются (с учетом динамики) затраты, результаты и экономический эффект;
· лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна, либо при условии тождества полезного результата – затраты на его достижение минимальны.
Экономический эффект мероприятия НТП рассчитывается по условиям использования продукции за расчетный период.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8