Провалы рынка природопользования и необходимость его государственного регулирования
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ПРОВАЛЫ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ_______________________________________________________6
1.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ_____________________________________________________10
2. МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________14
3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ_______________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________27
ИСПОЛЬЗОВАНННАЯ ЛИТЕРАТУРА______________________________28
ВВЕДЕНИЕ
Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Растёт из года в оборот экотехники, расширяется рынок отходов производства и т.д. В 1990 г. германский экспорт изделий, предназначенных для природоохранных нужд, достиг 8 млрд. марок. А в целом, по оценке ОЭСР, рынок экологической продукции и услуг составлял 200 млрд. долл.[1] В 90-ые годы прогнозы о том, экобизнес будет развиваться быстрее по сравнению с другими отраслями и сферами, в основном подтвердились.
Рыночный механизм хозяйствования расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности. Производство экотехники, экопродуктов и чистые технологии становятся новым оружием завоевания рынка. Не случайно, в Японии образован комитет исследования в области экобизнес, целью которого является разработка направлений развития экономики в русле экологически безопасных технологий. В целом экобизнес начинает опираться на реакцию общественности, и предприниматели больше начинают уделять внимание осуществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент. Опросы, проводимые в ряде стран показали, что потребители стали отдавать предпочтение экологически чистым, хотя и более дорогим товарам. Соответственно фирмы начинают переходить на производство экологически чистой продукции. Например, одна из французских фирм производила 34 наименования экологически чистой продукции, среди которой электрические аккумуляторные батарее без содержания ртути, фильтры для кофе, в которых отсутствуют хлоропроизводные, биоразлагаемые пластиковые упаковочные пакеты и т.д.
Экология сегодня придаёт дополнительную потребительскую стоимость. покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности. Стандарты чистоты и качества товара наиболее высоки в Германии и Нидерландах. Соответственно экологии изменяется атрибутика товара. В Канаде – это три голубя как продолжение трёх кленовых листьев. В Японии – руки, обнимающие зелёный шар в виде буквы “e”. В США – крест на фоне земного шара. В Германии с 1977 года – “Голубой Ангел Экологии”. В Скандинавии – стилизованное изображение птицы в заштрихованном круге. В рамках Европейского Союза – марка евростандарта “ЕС”. В России экологичность продукции имеет гриф “Экологически чистый продукт”. [2]Кроме того, можно встретить на товарах знак зеленой оборотной стрелки. Он не означает экологическую чистоту продукта, а указывает о возможности его повторного использования.
В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологически чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг, рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику, каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру.
Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг, таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; “ноу-хау”; инжиринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырьё имеет тенденцию к росту. к тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырьё даёт не только экономический выигрыш, но и экологический.
Рынок в экологической сфере имеет свои особенности из-за специфичности товара и отношений к их собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращённого ущерба) экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвоздмезно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвращает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря “экологические товары” – это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.[3]
Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р.Нуссбаума. Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и её природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традиционный рынок работает по малому контуру и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производство природных ресурсов.
Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающего среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но не всё выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической среде не могут существовать. Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.
1. ПРОВАЛЫ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет так называемое “фиаско”, “провалы”, “недостаточность” рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.
Источниками провалов рынков являются:[4]
· внешние эффекты;
· общественные блага;
· отсутствие цен на блага;
· трансакционные издержки;
· права собственности;
· отсутствие знаний и неопределённость информации;
· недальновидность.
Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.
В целом, следует отметить, что категория “внешние эффекты” чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование “внешних эффектов” или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршал ввёл понятие внешней экономии, а А.Пигу привёл пример негативных внешних эффектов. Экстерналии – это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а её потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица – реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объёма (V), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналии по-другому – это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат.
Выделяют следующие типы внешних эффектов:[5]