Обязательным компонентом реконструктивной деятельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.
Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Расследование - это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта.
Личность следователя отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности следователя - овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.
Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скрывать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.
Почти по каждому делу следователь выступает в функции криминолога и социолога, выясняющего причины и условия совершения данного преступления, а также в качестве педагога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо, совершившее это преступление.
Заканчивая рассмотрение вопроса возможно привести следующую небольшую профессиограмму деятельности следователя.
Содержание труда: Юридически правильно квалифицирует факты и обстоятельства, раскрывает преступления, собирает и закрепляет доказательства, представляет прокурору обвинительное заключение.
Должен знать: Действующее законодательство, уголовно-процессуальный кодекс, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, уметь пользоваться аудио- и видеоаппаратурой, кино- и фотоаппаратурой.
Профессионально важные качества: принципиальность; высокое чувство ответственности; концентрация и распределение внимания; эмоциональная устойчивость; наблюдательность; смелость; хорошая память; логическое мышление.
Квалификационные требования: Высшее юридическое образование.
Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания.
§ 0. Психология коммуникативной деятельности следователя
Как нами уже отмечалось одной из важнейших квалификационной характеристикой деятельности следователя является коммуникативная сторона т. е. язык и речь, - главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей, следователю необходимы специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.
0.0. Техника речевых практик в юридической работе следователя
Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непосредственная действительность мысли. Слова являются средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании.
Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д.
С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизмов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.
Язык - система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим поведением и т. д.
Развитие языка связано, прежде всего с коллективным трудом, необходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений – все то, что называется практиками. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением. Жесты - вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.
Основными единицами языка являются слово и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение - это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и понимании явлений и предметов - объективной реальности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит в несколько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различения от других близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установлению отношений между словами, т.е. определению семантики – смысловых стуктур.
Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.
Речь - это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми. Речь обеспечивается периферическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и центральными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и осмысливания действительности. Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и двигательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слуховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т. д.
Физиологический механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй сигнальной системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»[19].
Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например, при решении работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произвольное внимание, произвольная память и т. д.).
Слова способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.
Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.
Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи[20].
Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную[21].
Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.
Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19