Многие участники боевых действий сообщают, что в какой-то момент достигали этой грани. Все те, кто нашел в себе силы жить, пришли к выводу: нужно желание и упорство - и со временем появляются более светлые перспективы.
14. "Вина выжившего". Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от "эмоциональной глухоты" (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий. Многие жертвы ПТСН готовы на что угодно, лишь бы избежать напоминания о трагедии, о гибели товарищей. Сильное чувство вины иногда провоцирует приступы самоуничижительного поведения.
Таковы основные симптомы и ход развития посттравматического стресса.
Рефлекс подавления загоняет неприятные чувства вглубь - туда, где их эмоциональное воздействие ощущается с меньшей интенсивностью. Это, как правило, сопровождается постоянным напряжением мышц тела. И по мере того, как человек привыкает подавлять в себе отрицательные чувства (гнев, ненависть, ревность, ярость, подозрительность), он одновременно теряет способность испытывать положительные эмоции (любовь, доброту, дружелюбие, доверие). А ведь именно положительные чувства - к себе, к окружающим, к жизни - дают человеку желание и силы изменить что-то в себе и в обстоятельствах своей жизни.
3. Адаптация и реабилитация участников вооруженных конфликтов
3.1. Законодательная база для реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов в России
Для начала рассмотрим основные нормативно-законодательные акты, касающиеся статуса воюющего человека, его функций, прав и обязанностей.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим вопросы военной службы у нас в стране, является Закон «О воинской обязанности и военной службе».
Закон ²О статусе военнослужащих² был принят Государственной Думой 6 марта 1998г года, одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года.
Закон ²О статусе военнослужащих² включает в себя три главы:
- общие положения;
- права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- обязанности и ответственность военнослужащих.
В первом разделе отмечается, что статус военнослужащих представляет собой совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством.
Особенности статуса определяется обязанностью защиты государства, в том числе – с риском для жизни[10].
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.
Военнослужащие имеют право на обладание общероссийскими документами о гражданстве, на ношение и применение в соответствии с законом оружия.
Ограничение военнослужащих в ряде общегражданских прав компенсируется им льготами. Кроме того, льготы, гарантии и компенсации в частном порядке предусматриваются и для членов семей военнослужащих.
Ст.3. п.2.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актов прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Ст.3. п.2.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает[11]:
- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций, органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Местные органы государственной власти могут устанавливать военнослужащим, запасникам и членам их семей дополнительные льготы.
Сроки военной службы установлены Законом РФ ²О воинской обязанности и воинской службе²[12]. За военнопленными статус военнослужащих сохраняется. Права воинов, уволенных в запас, и членов их семей защищены законом.
Ст.4. Правовые основы статуса военнослужащих.
п.1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ.
п.2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
- Таким образом, закон РФ ²О статусе военнослужащих² обеспечивает правовую и социальную защиту военнослужащих, членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не в праве вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, уполномоченных на то законом.
Закон также определяет компенсации в случае смерти или получения травмы военнослужащим:
В случае гибели (смерти) военнослужащего выплачивается единовременное пособие в размере:
- членам семей военнослужащих (контрактников) – 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;
- членам семей военнослужащих (призывников) – 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду.
В случае увечья военнослужащих (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при выполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:
- военнослужащим (контрактникам) 60 окладов денежного содержания;
- военнослужащим (призывникам) 60 минимальных месячных окладов по воинской должности.
Итак, государство по Закону ²О статусе военнослужащих² несет на себе ответственность за социальную защиту военнослужащих, обеспечивает их различными видами довольствия. Кроме того, государство обязуется рассматривать факты оскорбления военнослужащих, насилия и угрозы по отношению к ним, а также посягательство на их жизнь, честь, достоинство, жилище как отягчающие обстоятельства преступления.
В апреле 2004 в Государственной Думе РФ будет рассматриваться законопроект о дополнительной социальной защите участников вооруженных конфликтов, что еще раз говорит об актуальности этой темы для современной России.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, членов их семей, которые определяют их статус в обществе, компенсируют им понесенный ущерб жизни и здоровью.
В этом законе будет определен статус участников боевых действий и вооруженных конфликтов[13]:
участники
вооруженных конфликтов - граждане, проходящие (проходившие) военную
(специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности, либо
временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских
частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
организациях в районах вооруженных конфликтов, а также в период проведения
миротворческих операций при вооруженных конфликтах;
участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие)
непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений,
воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов, организаций;
инвалиды вооруженных конфликтов (боевых действий) - граждане из числа
участников вооруженных конфликтов (боевых действий), ставшие инвалидами
вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате
выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (боевых действий);
лица, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении боевых действий -
гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, различные категории работников государственных
органов власти, органов местного самоуправления и иные граждане, принимающие
(принимавшие) участие в обеспечении боевых действий;
члены семьи участника вооруженного конфликта и боевых действий - супруга
(супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до
достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в
образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на
иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий,
родители или усыновители[14].
Также предполагается, что:
1. Военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, направленным в районы вооруженных конфликтов,
устанавливаются оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским
(специальным) званиям в полуторном размере.
2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах вооруженных
конфликтов, устанавливаются месячные оклады по первичным воинским должностям
солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на должностях,
подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при
увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух
окладов по воинской должности солдат и матросов, проходящих военную службу по
контракту.
3. За непосредственное участие в боевых действиях выплачиваются дополнительные
выплаты из расчета на одни сутки:
1) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на
должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов,
сержантов, старшин, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов
внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,3
минимального месячного оклада по воинской должности (должности) по первичным
воинским должностям солдат и матросов (оклады по занимаемой штатной должности),
проходящих военную службу (службу) по контракту;
2) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях для
которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или
офицеров, и лицам среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов
внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,5 минимального
месячного оклада по воинской должности (должности), установленного по первичным
воинским должностям солдат и матросов (оклада по занимаемой штатной должности),
проходящих военную службу (службу) по контракту.
Списки непосредственных участников боевых действий составляются и утверждаются
в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации.
4. Лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий:
выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;
выплачиваются суточные в полуторократном размере установленной нормы;
6. Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных
организациях Российской Федерации по их желанию и с их письменным уведомлением
об этом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9