В законопроекте особо оговариваются принципы реабилитации участников вооруженных конфликтов
«Глава 3. Статья 8.
Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых
действий представляет собой систему медицинских, психологических,
педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности,
вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в
связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Целью
реабилитации являются восстановление социального статуса участника вооруженных
конфликтов и участника боевых действий и его социальная адаптация.
2. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, состоящую из восстановительной терапии,
реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) психологическую реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из психологических, психолого-педагогических,
социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или
компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и
социального статуса граждан, получивших психическую травму в связи с участием в
вооруженных конфликтах и боевых действиях;
3) профессиональную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из профессиональной ориентации, профессионального
образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
4) социальную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из социально - средовой ориентации и социально -
бытовой адаптации.
Статья 9. Федеральная базовая программа реабилитации участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и
участников боевых действий является составной частью федеральной базовой
программы реабилитации ветеранов боевых действий и включает в себя
гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и
услуг, предоставляемых участнику вооруженных конфликтов и участнику боевы х действий
бесплатно за счет средств федеральногобюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и
участников боевых действий и порядок ее реализации устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных
конфликтов, участников боевых действий
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов,
участников боевых действий - разработанный на основе решения Военно-врачебной
комиссии или решения Государственной службы медико - социальной экспертизы
комплекс оптимальных для участников вооруженных конфликтов, участников боевых
действий реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы,
объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья с расстройством функций
организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях, а
также компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) к
выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов,
участников боевых действий является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых
форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов вооруженного конфликта (боевых
действий) из числа военнослужащих предполагает возможность их профессиональной
реабилитации на соответствующих должностях в федеральных органах исполнительной
власти, где они до установления инвалидности проходили военную (специальную)
службу.
Перечень категорий инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и
должностей в федеральных органах исполнительной власти, на которых они могут
проходить военную (специальную) службу, определяется федеральным органом
исполнительной власти, где предусмотрена военная (специальная) служба совместно
с федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Статья 11. Государственная служба реабилитации участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий
Государственная
служба реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых
действий - совокупность органов государственной власти независимо от
ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, организаций,
осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной
реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий осуществляется федеральным органом исполнительной
власти по труду и социальному развитию .
Федеральные органы исполнительной власти устанавливают попечительство
(патронаж) над инвалидами вооруженного конфликта (боевых действий) на период их
полной реабилитации (пожизненно).
Категории инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и порядок
установления попечительства (патронажа) над ними устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств
федерального бюджета, федерального и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об
указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая
содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования
бюджетных и внебюджетных средств.
Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации
участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяется
Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Организация медицинской и психологической реабилитации
участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий проводится в период реабилитационного отпуска;
после выполнения боевых (специальных) задач; после убытия участников
вооруженных конфликтов, участников боевых действий из районов вооруженного
конфликта и боевых действий.
2. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий организуется соответствующим федеральным органом
исполнительной власти и осуществляется:
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа
исполнительной власти;
на базе государственных (муниципальных) региональных реабилитационных
учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
на базе негосударственных учреждений, предназначенных для реабилитации.
3. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий выполнявших задачи в районах вооруженных
конфликтов и районах боевых действий, в том числе за пределами Российской
Федерации, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а выявление нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий
осуществляется органами военного управления, военными комиссариатами, органами
пенсионного обеспечения.
Реабилитационные мероприятия с данной категорией граждан проводятся:
на базе государственных региональных реабилитационных учреждений, перечень
которых утверждается решением Правительства Российской Федерации,на базе
реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной
власти;
на базе предназначенных для этого санаториев, домов отдыха, туристических баз,
реабилитационных центров ветеранских организаций, перечень которых утверждается
главами администраций субъектов Российской Федерации;
на базе негосударственных организаций, финансируемых из различных источников, в
том числе пожертвований общественных объединений, юридических и физических лиц.
4. Военнослужащие - участники вооруженных конфликтов и участники боевых
действий, получившие в ходе участия в вооруженных конфликтах, боевых действиях
ранения, контузии, увечья или заболевания, имеют право на медико-социальную
экспертизу в период прохождения военной службы на предмет установления инвалидности»[15].
Мы считаем, что подобный закон, хотя и несет в себе принципиально новых моментов и аспектов социально – психологической реабилитации и адаптации участников военных конфликтов, все же необходим, т.к. он систематизирует все предыдущие нормативные акты, касающиеся этого вопроса и дает некоторые определения, социально значимые для проведения адаптационно – реабилитационных мероприятий с военнослужащими, побывавшими в зоне военных действий.
3.2. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих – участников военных конфликтов
Проблема оказания специализированной помощи пострадавшему в результате боевых действий населению имеет два важных и принципиальных аспекта: психологический и собственно психиатрический, что обусловливает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы с привлечением различных специалистов смежного профиля (психологов, психотерапевтов, врачей-интернистов и др.). Именно такой подход, как показывает практика, способен обеспечить не только своевременную адекватную психиатрическую помощь, но и провести адресные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение тяжести и выраженности психологических, психических и психосоматических последствий во время ведения боевых действий, а также в ближайшие и отдаленные периоды после их завершения.
Но все же, возможно избежать развития посттравматического стрессового синдрома и боевой психической травмы. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы и правила[16]:
В значительной степени профилактика БПТ зависит от командира подразделения, начальника, он должен уменьшать действие на личный состав психогенных факторов.
Прежде всего, он обязан создавать уверенность у подчиненных в своих действиях, обеспечивать личный состав всем необходимым, заботиться о своевременной организации ночлега и отдыха, уметь оказывать первую психологическую помощь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9