Информационные указатели и другие формы информации должны обеспечивать свободную адаптацию клиентов гостиницы, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
В настоящее время действует Система классификации гостиниц и других средств размещения от 21 июля 2005 г. (см. Приложение 1).
Факторы, влияющие на выбор отеля:
Исследование, проведенное по заказу Американской автомобильной ассоциации (ААА), позволило выявить основные факторы, предопределяющие выбор гостиницы путешественниками.
В порядке убывания значимости, придаваемой этим факторам клиентами, они ранжируются следующим образом:
· Местоположение – 93%
· Возможность заниматься избранными видами деятельности (отдыха) – 90%
· Стоимость проживания – 96%
· Наличие системы скидок – 82%
· Категория отеля – 72%
· Бесплатный завтрак – 60%
· Чистота в помещениях и на территории – 45%
· Участие в программах по охране окружающей среды (утилизация отходов, сохранение природных ландшафтов, экономия водных ресурсов и т.д.) – 34%
· Закрытый (открытый) бассейн – 33%
· Развлечения для детей – 20%
· Возможность проживания животных – 20%
Анализ международного рынка:
В 2004 году общее количество средств размещения всех видов – от придорожных мотелей до гигантских дворцов Лас-Вегаса – составило 47040, что на 5647 (13,5%) больше, чем в предыдущем году. Возросло и общее количество номеров – с 4,2 млн. до почти 4,4 млн.
Свыше половины гостиниц США – это гостиницы малой вместимости. 57% гостиниц имеют менее 75 номеров. И насчитывается всего 505 гостиниц (1,1%), чей номерной фонд превышает 500 номеров.
Согласно данным, представленным компанией Smith Travel Research, среднегодовой гостиничный тариф в США в 2004 году составил 86,21$, в 2005 – 90,67$.
В 2004 году 29% постояльцев гостиниц составили индивидуальные деловые туристы, 25% - участники конференций и других групповых мероприятий, 24% - отпускники и 22% путешествовали по различным причинам личного характера. В течение года гостиницы США потратили на рекламу своих услуг 145,5 млн.$.
Несмотря на стремительное развитие мировой гостиничной индустрии, особенно в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, Европа продолжает лидировать на рынке услуг сферы гостеприимства, предлагая гостям континента 6,2 млн. гостиничных номеров, что составляет 38% от их общего количества.
Однако европейские гостиницы отличаются от гостиниц в других частях света – их основную массу составляют сравнительно давно построенные отели, каждый из которых располагает относительно малым количеством номеров. Кроме того, их подавляющее большинство – порядка 80% - принадлежит независимым владельцам, в то время как, например, в США это количество не превышает 25%.
Европейский гигант – французская гостиничная корпорация Accor – располагает в европейских странах 1822 гостиницами (среднее количество номеров в каждой – 108). На втором месте по объему номерного фонда – Inter Continental с 423 более вместительными отелями (в среднем – 183 номера). Далее в рейтинге располагаются цепи Societe du Louvre и Hilton International, номерной фонд каждой из которых превышает 60 тыс. номеров. За ними следует испанская Sol Melia с 47 тыс. номеров.
Формы управления:
Судя по составу участников опроса, сегодня на рынке гостиничных услуг наиболее активную позицию занимают гостиницы, входящие в гостиничные корпорации (в 2004 г. их был 41%). Независимые компании составляют примерно 1/3 от общего количества. Примерно столько же гостиниц управляется по контракту. В целом такая сегментация гостиниц по способам управления соответствует ситуации, сложившейся на ведущих гостиничных рынках зарубежных стран.
Анализ российского гостиничного рынка:
Если сравнить гостиничную отрасль России с бывшими странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и Балтии по ряду основных рыночных показателей, то наша страна не выделяется на их фоне, но в тоже время уступает ведущим европейским державам, в первую очередь Франции, Германии и Великобритании. Так, одна из важных рыночных характеристик, а именно – коэффициент использования номерного фонда в среднем по стране, показывает, что российские гостиницы загружены чуть более чем на треть. Тем не менее,
западные аналитики, хотя и с осторожностью, дают довольно оптимистичные прогнозы развития российской индустрии гостеприимства, предполагая возможным существенно улучшить эффективность использования имеющихся объектов размещения.
По опубликованным данным Государственной службы статистики (Росстата), в августе 2006 года населению было оказано услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 6,3 млрд. рублей, против 5,4 млрд. рублей, за аналогичный период 2005 года (прирост составил 16,7%).
В структуре объема платных услуг населению в августе 2006 года услуги гостиниц и аналогичных средств размещения составили 2,5% (от всех услуг), что на 0,2% меньше, чем в структуре объема платных услуг населению а августе 2005 года).
На основании данных Государственной службы статистики, в 2006 году наметилась тенденция к увеличению услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также туристских услуг населению.
В 2004 году насчитывалось 3916 средств размещения, из них 3180 – гостиницы, что составляет более 80% всей базы размещения.
Распределение гостиниц и других средств размещения по категориям (в 2004г.):
Число организаций всего: 3916
в том числе:
гостиниц 3180
из них класса:
5 звезд 18
4 звезды 69
3 звезды 214
2 звезды 146
1 звезда 97
некатегорийные 2636
С точки зрения вместимости гостиничная база характеризуется следующим образом: средняя гостиница имеет около 44 номеров и 83 места или 1,9 места на номер.
Показатель использования номерного фонда составляет 37%.
Цель прибытия в другой город для наших соотечественников, в основном, деловая (64,3%) или досуг (21,9%). По регионам эти цифры значительно разнятся. Так, например, досуговые цели отмечают 51,4% клиентов новгородских гостиниц, 53,5% питерских, более 50% - в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, 47,2% - в Амурской области. Гостиницы Москвы, Сибири и Дальнего Востока ориентируются преимущественно на делового клиента. Иностранцы делятся по этому признаку на почти равные группы: 48,8% - досуг и 44,8% - деловые цели.
Стоимость проживания в гостинице 2-3 звезды (за сутки с человека) в 2004 году составила 515,38 рублей.
Показатели гостиничного рынка России на начало 2006 года:
Гостиниц – 4,5 тыс.
Денежная емкость гостиничного рынка – 1,7-2 млрд.$.
Темпы роста – 20-25% в год.
Анализ гостиничного рынка Краснодарского края и г. Сочи
По данным Государственной службы статистики (Росстата) в 2004 число гостиниц по Краснодарскому краю составило 140, а число мест 23067.
По данным о классификации гостиниц на начало 2006 года, в г. Сочи категорию две звезды получили следующие предприятия индустрии гостеприимства:
- ГК «Сочи Магнолия»
- Санаторий «Светлана»
- Санаторий «Авангард»
- Пансионат «Московский железнодорожник»
- Пансионат «Солнечный луч»
- Санаторий «Аэросервис»
- Санаторий «Волна»
1.2 ОРГАНИЗАЦИННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ПРЕДПРИЯТИЯ:
Под созданием коммерческой организации понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственного (предпринимательского) права.
Процедура государственной регистрации субъектов хозяйственного права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне – это ГК РФ, ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридически лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- первыми шагами при создании коммерческой организации являются: определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.
- при создании организации учредители должны решить вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность.
- в зависимости от выбранной организационно-правовой формы, учредительными документами являются: устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (ООО, ОДО), либо только учредительный договор (товарищества).
- в хозяйствующих субъектах формируется уставной капитал. Он представляет собой зарегистрированную в учредительных документа совокупность вкладов учредителей организации.
- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой.
- учет печатей – юридические действия уполномоченного Правительством органа по утверждению эскиза печати, присвоению ему реестрового номера и внесению в городской реестр печатей сведений об утверждении эскиза, изготовлении печати, о получении печати пользователем, об уничтожении или утрате печати.
- при идентификации юридического лица используют коды, присваемые ему при регистрации Федеральной службой гос. статистики. Кроме того, коммерческие организации включаются в Единый гос. реестр предприятий и организаций (ЕГРПО).