3.6. Выбор и обоснование предмета и урока по этому предмету, в котором максимально будут полезны результаты дипломной работы
Результаты дипломной работы максимально будут полезны по предмету «Основы конструирования» на тему теоретического урока «Внешний вид одежды, ее покрой».
В дипломной работе разрабатываемые изделия все разные по форме, силуэту, по покрою, поэтому целесообразно использовать этот материал для учебных целей.
3.7. Разработка средств наглядных пособий.
Нами был выбран урок по предмету «Основы конструирования» на тему «Внешний вид одежды, ее покрой».
Здесь мы будем рассматривать внешний вид одежды, ее покрой, дадим определения следующим понятиям: конструкция, форма, силуэт, покрой. Ознакомим учащихся с особенностями конструкции изделия в зависимости от покроя. Обсудим методы формообразования, виды форм, построение силуэтных форм.
Для наилучшего усвоения знаний по выбранной теме мы разработали наглядные пособия: плакаты и мини-плакаты в виде раздаточного материала.
3.8. Выбор и обоснование методики применения материалов дипломной работы в выбранном уроке.
Методика применения материалов дипломной работы в выбранном уроке представлена в виде фрагмента конспекта урока (Таблица 33).
Таблица 33 – Фрагменты конспектного урока.
Этап урока, затраты времени |
Содержание учебного материала |
Описание методики осуществления учебных действий |
Изложение нового материала 25¢ - 30¢
|
Появившись в незапамятные времена, одежда изменилась с развитием человечества, претерпевая различные изменения в своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма – это внешний вид, очертания человеческого тела, фигура. Форма – одежды может быть мягкой, округлой или резкой угловатой. Она может быть большого и малого объемов. Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропорциям тела человека. Силуэт – это характеристика внешней формы изделия, стилизованное плоскостное выражение объемной формы. В современном моделировании принято несколько ведущих силуэтов одежды, которые классифицируются по степени прилегания изделия к фигуре: прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапециевидный. Местоположение конструктивных линий одежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем одежды понимают внешний вид, придаваемый одежде конструктивными линиями: линиями втачивания рукава, линиями вертикального и горизонтального членения переда и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различают следующие покрои: с втачным рукавом, рукавом реглан, цельнокроеным рукавом. Конструктивные линии вертикального членения переда и спинки позволяют получить такие покрои изделия, как покрой со средним швом спинки. Такие покрои, как покрой с кокетками, покрой изделия, отрезного по линии талии, бедер получают при использовании конструктивных линий горизонтального членения. Сочетание вертикального и горизонтальных конструктивных линий позволяет получить комбинированные покрои изделий |
Вступительная речь. Начинаю излагать новый учебный материал. Формирую новые понятия: внешний вид, форма, показываю первый плакат. Прошу учащихся записать определение в тетрадь. Показываю на плакате изображение разной формы одежды. Формирую новое понятие силуэт, даю определение. Прошу учащихся записать. Формирую новые понятия: прямой силуэт, полуприлегающий силуэт, прилегающий силуэт, трапециевидный силуэт. Показываю на плакате изображения разных силуэтов. Формирую новое понятие покрой. Открываю второй плакат. Прошу учащихся записать определение. На плакате показываю линии втачивания рукава, линии горизонтального и вертикального членения спинки и переда. Привожу примеры изделий с различными конструктивными линиями. |
Первичное закрепление 7 мин. Обобщение полученных знаний |
Итак, внешний вид характеризуется формой, силуэтом, покроем. - Что такое форма одежды? - Какие ведущие силуэты вы узнали? - Какой может быть форма одежды? - Что такое покрой одежды? |
Раздаю раздаточный материал в виде уменьшенной копии плакатов каждому учащемуся для вклейки в рабочую тетрадь Провожу фронтальный опрос в виде коротких блиц-вопросов. Прошу ответить тех, кто поднял руку, либо по своему усмотрению. |
На данном фрагменте урока используется методика применения наглядных пособий. Она является наиболее оптимальной в выбранном уроке, так как облегчает деятельность преподавателя, повышает внимание учащихся, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формирует наглядное представление о новых изученных понятиях.
При выполнении данного раздела мы нашли возможности использования результатов дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму».
Изучив квалифицированные характеристики по данной профессии и государственный образовательный стандарт начального профессионального образования, мы предложили перечень и объем предметов теоретической подготовки общепрофессионального и профессионального циклов. Также мы выбрали предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы и выбрали предмет и урок по этому предмету, в котором максимально будут использованы результаты дипломного проектирования. Разработали средства обучения – плакаты и прописали методику их применения в фрагменте конспекта урока.
Заключение
Очевидно, великая польза народного наследия в искусстве будет проявляться только тогда, когда мы будем постоянно изучать его как историю материальной культуры, вне зависимости от направления моды.
Пока же происходит так: народное искусство подробно изучается художниками-проектировщиками в студенческие годы, в учебном процессе. Теоретический и практический запас знаний о народном костюме действует от случая к случаю: включаясь в модную ситуацию, расцветая вместе с нею и умирая, когда она исчерпает себя.
Чтобы не было случайностей в складывающихся модных ситуациях, надо намеренно создавать их для органического соединения прошлого и настоящего. Мода – это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материальными и духовными потребностями людей, возможностями промышленности.
В первом разделе дипломной работы были проведены маркетинговые исследования, в ходе которых выявились мнения и предпочтения потенциальных покупателей нарядной женской одежды в фольклорном стиле. Были проанализированы направления моды по данной ассортиментной группе. На основании результатов маркетинговых исследований и анализа направлений моды была обоснована выбранная тема дипломной работы.
После обоснования выбранной темы были изложены основные потребительские и технико-экономические требования к проектируемым изделиям и материалам.
Во втором разделе дипломной работы были созданы эскизы будущей коллекции из которых выбраны три модели для разработки.
В техническом проекте выполнены технические расчеты и конструкторско-технологическая проработка проектируемых изделий.
В рабочем проекте были выбраны оборудование, методы обработки изделий, разработаны лекала на одно изделие и выполнены раскладки. На этом этапе были изготовлены изделия.
В методической части было найдено применение материалов основной части дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму», были разработаны средства обучения и прописана методика применения этих средств в учебном процессе.
Таким образом, задачи дипломного проектирования выполнены и цель достигнута.
Список использованных источников
1. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды/К.Т.Гущина, С.А.Беляева, Н.Н.Юрченко и др. М.: Лег. и пищ. пром-ть, 1987.
2. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М.: Лег. и пищ. пром-ть, 1982.
3. Батурин Г.И., Кузьмин Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998.
4. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974.
5. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения: Основы конструирования плечевых изделий: В 2 ч. / Мин-во быт. обслуживания населения РСФСР. М., 1989.
6. Жученко А.А. Сборник нормативной и учебно-программной документации по профессиям НПО (швейное производство).
7. Конструирование одежды. Учебник/А.К.Амирова, О.В.Сакулина, Б.С.Сакулин, А.Т.Труханова. М.: Мастерство, 2002.
8. Конструирование одежды: Учеб. пособие для ВУЗов/ С.В.Куренова, Н.Ю.Савельева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
9. Лабораторный практикум по конструированию одежды: Учеб. пособие для студентов вузов легкой пром-сти. / Под ред. Е.Б.Кобляковой. М.: Лег. индустрия, 1976.
10. Материаловедение швейного производства / Б.А.Бузов, Е.Б.Модестова, Н.Д.Альменкова. М.: Лег. индустрия, 1989.
11. Махмутов М.И.Современный урок: Вопросы теории. М., 1985.
12. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975.
13. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / М.: Легпромбытиздат, 1990.
14. Основы конструирования одежды: Учебник / Е.Б. Коблякова, А.В.Савостицкий, Г.С.Ивлева. М.: Легкая индустрия, 1980.
15. Основы промышленной технологии поузловой обработки легкой женской и детской одежды. М.: Лег. индустрия, 1975.
16. Петушкова Г.Ц. Теория проектирования костюма: Учеб. М.: Академия, 2003.
17. Промышленная технология одежды: Справ. / П.П.Кокеткин, Т.Н.Кочегура, В.И.Барышников и др. М.: Легпромбытиздат, 1988.
18. Савостицкий А.В. Технология швейных изделий. М.: Лег. индустрия, 1982.
19. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика профессионального обучения», М., 1990.
20. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования. М.: Высш. шк., 1987.
21. Справочник по конструированию одежды / В.М.Медведков, Л.П.Боронина, Т.Ф.Дурыгина и др. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1982.
22. Справочник по швейному оборудованию / И.С.Зак, И.К.Горохов и др. М.: Лег. индустрия, 1981.
23. Технология швейных изделий по индивидуальным заказам / А.И.Назарова, И.А.Куликова, А.В.Савостицкий. М.: Легпромбытиздат, 1986.
24. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М.: Лег. и ищ. пром-сть, 1983.
25. Шершнева Л.П., Рогова А.П. Проектирование и производство женского платья. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1983.
26. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990.
Анкета
Уважаемые покупательницы! Магазин «Каприз» осуществляет исследовательский проект по выявлению мнений и предпочтений к разрабатываемой коллекции моделей. Новая коллекция будет выполнена в фольклорном стиле с использованием элементов, мотивов рязанского народного костюма.
Ваше мнение может составить объективную картину для создателей новой коллекции.
Пожалуйста, обведите кружком номер подходящего ответа или впишите свой вариант там, где это указано.
Заранее благодарим за поддержку и содействие в выполнении данного проекта.
1. Ваш род занятий?
а) Студент
б) Служащий
в) Рабочий
г) Домохозяйка
д) Другое_____________________________________________________
2. Одежду какого стиля вы предпочитаете?
а) Классического
б) Спортивного
в) Фольклорного
г) Не придерживаюсь одного стиля
3. Считаете ли Вы одежду фольклорного стиля удобной и нарядной?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
4. При выборе одежды какие функции ее для Вас наиболее важны?
а) Утилитарные (это назначение одежды, защита тела от воздействия внешней среды, создание оптимальных условий функционирования)
б) Эстетические (это степень соответствия моде, вашему вкусу, эмоциональная выразительность)
в) Пропорциональное соотношение эстетических и утилитарных качеств («удобно и красиво»)
5. На Ваш взгляд фольклорный стиль в одежде больше подходит:
а) К нарядной одежде
б) К повседневной одежде
в) Одежда может быть нарядной и повседневной
6. Любите ли Вы многослойную и красочную одежду?
а) Да
б) Нет
7. Нравятся ли Вам вещи украшенные вышивкой, мережкой, кружевом?
а) Да
б) Нет
8. Имеется ли в Вашем гардеробе одежда с элементами народного костюма? (Это может быть вышивка, кружево, тесьма, складки, воланы)
а) Да
б) Нет
9. Любите ли Вы аксессуары от пестрых вязаных шапочек и шалей до вышитых сумочек?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю с чем это носить
10.Смело ли Вы комбинируете вещи из своего гардероба по материалам, цвету, стилю, форме?
а) Смело комбинирую казалось бы несовместимые вещи
б) Я стараюсь придерживаться согласованности в одежде
11. Какую цветовую гамму Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле?
а) Обилие красного цвета
б) Сочетание красного с белым, синим или черным
в) Сочетание контрастных тонов с участием красного, зеленого, оранжевого, черного
12. Какой материал Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле?
а) Ткани, напоминающие по рисунку народное творчество
б) Ткани, напоминающие по фактуре и структуре народное творчество
в) Ткани с вышивкой
г) Кружевной материал
13. Укажите свой размер и рост одежды
______________________________________________________
14. Как часто Вы приобретаете одежду?
а) Один раз в месяц
б) Один раз в два месяца
в) Один раз в полгода
г) Один раз в год
д) Другое
15. К какой группе потребителей одежды Вы себя относите?
а) Безоговорочные приверженцы (потребители покупающие товар одной и той же марки)
б) Терпимые приверженцы (потребители которые привержены к двум-трем товарным знакам, фирмам)
в) Непостоянные приверженцы (потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую)
г) «Странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров, покупаете любую марку из доступных или хочет приобрести нечто отличное от существующего ассортимента)
16. Решитесь ли Вы на покупку нескольких моделей из разрабатываемой коллекции в фольклорном стиле, если Вам будет предложено специальное предложение в качестве рекламной акции, в том случае если Вы ранее не носили подобной одежды?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11