Театр нового времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые – коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Многие провинциальные театры поставлены на грань выживания. В целом же, Г. Греф, предложивший пресловутый закон о театре, продемонстрировал позицию правительства – театр, по их мнению, не особо нужен России.
В настоящее время в России существует большое количество театральных учебных заведений, только в Москве их несколько десятков. Среди них: Российская Академия театрального искусства (ГИТИС), высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре РФ, Высшее театральное училище им. Щукина, школа-студия МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко при театре им. А. П. Чехова и др.
Глава 2
Тридцатые годы девятнадцатого века в Ставрополе – начало театральной истории. Именно в этот период в городе, имеющем значение важного экономического центра Северного Кавказа, впервые появились идеи о создании профессионального театра.
Начиная с 1831 года, в Ставрополе, предприимчивые горожане начали открывать частные театральные предприятия. В трудах Ставропольской ученой архивной комиссии сохранились упоминания о коллежском регистраторе Ковтулове, задумавшем открыть театр. На свои сбережения, он нанял большой сарай и приспособил его под театральное здание. Но собственных средств не хватало, и Ковтулову пришлось прибегнуть к займам.
Но в день первого представления, перед самым поднятием занавеса, в театр ворвался кредитор в сопровождении полиции. Зрители и загримированные артисты были разогнаны… Спектакль не состоялся. Театр и весь его скарб были проданы с торгов. Незадачливый антрепренер разорился и попал в долговую тюрьму.
Только через десять лет после первой попытки создать театр – в 1841 году отставной губернский секретарь Г. Яценко решился сформировать для Ставрополя профессиональную труппу. Уже через год состоялись первые спектакли. Проходили они в здании, построенном купцом Адольфом Блюмом (сегодня его местонахождение установить невозможно).
Яценко, поскупившись на затраты, собрал весьма посредственную труппу. Тем не менее, первые спектакли, начавшиеся в 1842 году, пользовались успехом. Публика, давно мечтавшая о своем театре, охотно шла на представления и горячо принимала игру актеров. Сыграли 31 драму и трагедию, 108 водевилей.
Но надежд серьезного зрителя театр не оправдал, и посещаемость упала. Труппа стала влачить жалкое существование, пока не распалась совсем.
Но город рос, увеличивалось количество культурных людей, желание иметь свой театр. В 1843 году купец первой гильдии И. Гониловский принимается за строительство нового здания, законченное в 1845 году. 1845 год – год основания Ставропольского театра. Здание первого в Ставрополе театра, в перестроенном виде, сохранилось и до настоящего времени (Дом офицеров).
К тому времени в городе была учреждена театральная дирекция, ведавшая набором актеров, организационными и хозяйственными делами театра. Дирекция собрала труппу, в которую входили около 30-ти актеров. Эта труппа большой любовью у зрителей не пользовалась.
В 1846 году со своей странствующей провинциальной труппой в Ставрополь прибыл дворянин Киевской губернии К.М.Зелинский, один из первых частных украинских антрепренеров, труппу которого украшали: лучший провинциальный трагик Н.Х.Рыбаков, известный комик А.А.Алексеев, актриса П.Г.Рыбакова и другие.
С этого времени Ставрополь получает репутацию театрального города.
В 1852 году театр перешел в ведение вновь назначенной городом дирекции, которая провела ряд мер по укреплению труппы и занялась благоустройством здания театра.
В это время в Ставропольской труппе работали Червинская, Генделевич, Шванс, с успехом идут гастроли Живокини, хорошо принимается труппа Млотковского. Система гастролей выдающихся мастеров сцены оказывала благотворное влияние на повышение мастерства и общую сценическую культуру провинциального театра. Это положение подтверждается всей историей Ставропольского театра, куда часто приезжали на гастроли большие мастера, чем существенно помогали росту театра. Здесь необходимо отметить, что составлялись театральные труппы того времени, главным образом, из представителей городских демократических низов. Здесь были и ученики духовных школ, и отставные актеры столичных театров, и бывшие крепостные актеры.
Реформы 60-х годов подстегнули развитие провинциального театра. Из самых разных слоев выходят антрепризы. Здесь и купцы, и городские домовладельцы, отставные чиновники, ловкие дельцы темного происхождения. При той решающей роли, которую играла фигура антрепренера в художественной жизни театра, актер оказывался целиком во власти своего хозяина. Антрепренеры и организаторы товариществ изыскивали любые средства для привлечения публики и обеспечения стабильных сборов: пополняли репертуар пьесами в основном развлекательного характера, увеличивали количество новых постановок и число бенефисных спектаклей. В результате искусство театра, предназначенное, главным образом, для продажи, не выполняло ни гражданской, ни эстетической, ни просветительской миссии.
С окончанием в мае 1864 года военных действий на Кавказе город теряет свое былое значение – он престает быть важным транзитным центром. Кроме того, в середине 70-х годов закончилось строительство Ростово-Владикавказской железной дороги. Город оказался далеко в стороне от железнодорожной магистрали. Сменился и наместник Кавказа – им стал Великий князь Николай Николаевич. С 1 января 1869 года он уменьшил субсидию ставропольскому театру, а в 1871 году совсем лишил его поддержки. Материальное положение театра пошатнулось, и город отдал его в бесконтрольное распоряжение бродячих антреприз. Театр был на грани закрытия, но горожане не дали ему погибнуть. В своем заявлении в городскую управу они писали, что театр в Ставрополе стал настоятельной потребностью значительного числа горожан, что отсутствие театра является признаком отсталости, что в городе, кроме театра нет никаких общественных развлечений. Была открыта подписка на формирование товарищества на паях для устройства нового театра.
К середине 70-х г.г. Ставропольский театр вновь обладал сильными труппами. Лучшие провинциальные артисты, получившие широкую популярность на столичных сценах, выступали на местных сценах. Здесь работали: Модест Писарев, Градов-Соколов, Владимир Путята, Михайлов, Песоцкий и другие. Как город, так и Кавказское наместничество тратили на театр большие деньги. Кроме того, в театр вкладывали средства и частные лица.
Чрезвычайно интересны события, связанные с работой в Ставрополе труппы Немова. Из сохранившихся архивных документов видно, что театр в те годы позволял себе смелые выступления, остро бичевал пороки господствующих классов. Показательна в этом отношении переписка ставропольского гражданского губернатора Власова с канцелярией наместника Кавказа по поводу репертуара театра. Канцелярия запросила губернатора: с чьего разрешения в октябре 1871 года на ставропольской сцене шли недозволенные начальством пьесы: «Просветители» Пальма и «Новое время и старые нравы» Дьяченко.
Ответчик, губернатор оправдывался тем, что: «В Ставрополе до сего времени никто не обращал никакого внимания на то, какие пьесы идут на сцене. В любительском спектакле недавно шла пьеса, безусловно, запрещенная «Свет не без добрых людей». Вообще же, сколько мне известно, никогда не требовалось на постановку какой-либо пьесы на ставропольской сцене дозволения наместника. Со стороны тифлисских властей, вероятно знающих о существовании Ставропольского театра, равным образом никогда, кажется, не возбуждалось вопроса, почему не спрашивается это дозволение». В феврале 1872 года канцелярия наместника вновь выразила недовольство тем, что на ставропольской сцене продолжают ставиться пьесы, запрещенные цензурой. Наибольшее недовольство тифлисских чиновников вызвала постановка пьесы «Расточитель» Стебницкого (псевдоним писателя Н.С.Лескова).
Постановка недозволенных пьес в конце концов, привела к большим неприятностям для Немова. Воспользовавшись резкими выражениями Немова в адрес наместника Кавказа великого князя Николая Николаевича, губернское жандармское управление возбудило дело против него и нескольких актеров, обвинив их в том, что они «относились враждебно в преступных выражениях к высочайшей фамилии его императорского величества». Дело закончилось высылкой Немова и его труппы за пределы Ставропольской губернии.
С 1878 по 1881 годы на сцене Ставропольского театра с большим успехом выступала труппа Н. Песоцкого. в ее составе был Н. Синельников. Он привез сюда «Последнюю жертву» А. Н. Островского. Здесь он поставил и другие пьесы этого драматурга. Ставропольских зрителей поразил простой, естественный тон исполнителей, новым было и то, что монологи актеры произносят, обращаясь друг к другу, а не к зрительному залу. И, наконец, было совершенно необычным то, что на сцене появилась как бы четвертая стена, а потому актеры порой оказывались спиной к зрителям, что в старом театре считалось совершенно недоступным. Раньше актер, даже при уходе со сцены, не имел права показывать зрителям спину, а потому уходы допускались только в боковые кулисы.
В 1882 году труппу Песоцкого сменила более слабая труппа антрепренерши Медведевой. Но все же и в этом составе были талантливые актеры. Эта труппа продержалась в городе, и то с большим трудом, всего один сезон.
Ставропольским театром, вслед за невысокой по качеству труппой Медведевой, о которой уже говорилось, в 1884 году завладела некая госпожа Петухович. Стремясь только к наживе, она собрала очень слабую труппу и преподнесла зрителям самый низкопробный, пошлый репертуар. Результат сказывался незамедлительно: публика совершенно перестала посещать театр, и Петухович вынуждена была прекратить спектакли. Антрепренерша настолько «прогорела», что перестала даже частично выплачивать артистам жалованье. Впавшие в бедность, актеры попытались, было сыграть несколько спектаклей самостоятельно, чтобы хоть немного заработать на хлеб, но Петухович повесила на здании замки и не разрешила пускать актеров в театр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8