Дело перешло к мировому судье. После длительного препирательства и разбора судья вынес приговор: сбить замки и открыть театр для спектаклей в пользу актеров.
В Ставрополе было создано новое паевое товарищество. Новая общественная дирекция, располагавшая некоторыми средствами, привела в порядок запущенное здание: скамьи в зрительном зале были заменены стульями, изготовлен новый занавес и декорации, пополнена костюмерная.
Сезон 1885 года был интересен как по репертуару, так и по составу труппы. В театр возвратились многие, любимые ставропольцами, артисты:
Аграмовы, Рунич-Михайлова, Петров и другие. Режиссером стал М.И.Михайлов.
Вследствие малочисленности населения города труппа вынуждена была давать все время новые постановки. Редкая пьеса шла больше двух или трех раз. Таким образом, за один зимний сезон 1885-1886 годов было дано около 40 премьер. На подготовку нового спектакля, как правило, отводилось 3-4 репетиции. Следует заметить, однако, что роли классического репертуара видные провинциальные артисты совершенствовали годами и блестяще играли в течение десятилетий. При приглашении актера в труппу учитывалось его «репертуарность», то есть, сколько и каких ролей у него сыграно раньше. И при включении в репертуар классической пьесы оказывалось, что большинство ролей уже готово, и это значительно облегчало репетиции.
Во второй половине 90-х годов XIX в. среди двухсот театральных коллективов, функционировавших в зимний период в провинции, всего несколько, такие, как антреприза К.Н.Незлобива в Вильно, товарищества Н.Н.Соловцова в Киеве, Н.И.Собольцикова-Самарина в Нижнем Новгороде, М.М.Бородая в Казани и Саратове, имели крупные и сильные труппы. Эти театры славились разнообразным репертуаром, высоким качеством постановок, умелой организацией дела. Но подобные предприятия составляли счастливое исключение. В большинстве частных театров условия и оплата труда актеров была значительно хуже. Обычно из 180 спектаклей в сезоне, продолжавшемся в провинции примерно с 20 августа по 2 мая, 160 были премьерами. Следовательно, на каждую постановку приходилось по одной с небольшим репетиции. Актеры имели чрезвычайно высокую нагрузку. Утром – репетиция, вечером – спектакль (две-три роли в драме и водевиле), а по праздничным дням еще и утренник.
В мае 1896 года в Ставрополе гастролировал известный актер Василий Пантелеймонович Долматов, который участвовал в спектаклях «Гамлет», «Мертвые души» и др. В гоголевском спектакле Долматов неподражаемо играл роли Плюшкина и Ноздрева. Кроме того, гастролер сыграл одну из лучших своих ролей – корнета Отлетаева в одноименной пьесе.
Ставропольская сцена редко пустовала. Ежегодно на ней выступали все новые и новые русские театральные труппы, а также зарубежные. Интерес к театру в Ставрополе вновь настолько возрос, что в 1899 году в городе возник «Народный театр», организованный обществом любителей драматического искусства. Помещался он в здании Народного дома (ныне Дом пионеров). Труппа «Народного театра» состояла из актеров, постоянно живших в Ставрополе, и из любителей.
Поставив себе целью общедоступность, театр установил очень низкие цены на билеты и ставил популярные, но в основном классические пьесы. В первом сезоне были сыграны: «Бедность не порок», «Лес», «На бойком месте» А.Н.Островского.
Первые социал-демократические организации на Ставрополье появились в 1904 году, они приняли самое активное участие в революционных событиях.
На сцене Ставропольского театра к этому времени появились пьесы М. Горького. В конце 1903 года зрители увидели «Мещан» и, через некоторое время, «На дне». Одной из первых постановок 1905 – 1906 годов была пьеса «Дачники».
Разгром революции 1905 года и последовавшая за ним жесточайшая реакция нанесла огромный ущерб развитию театра. Из репертуара театра исчезли все более или менее прогрессивные пьесы, изменился характер репертуара, но значительно упала культура спектакля, не стало проникновенной актерской игры.
1910 год ознаменовался в Ставрополе строительством двух новых театральных зданий. 1 октября открылся новый театр «Пассаж», отстроенный купцами - братьями Меснянкиными (ныне здание краевой филармонии).
Меснянкины, крупнейшие ставропольские купцы, без сомнения, рассматривали театральное здание, как одну из прибыльных статей дохода. Территориально они приблизили театр к торговой части города, где сосредоточилось купечество и иной торговый люд, здесь же находилось большинство городских гостиниц. В самом здании объединились: торговый пассаж, кинотеатр «Модерн» и драматический театр.
Предприимчивый купец Пахалов в 1911 году закончил постройку нового летнего театра, вместо сгоревшего в конце 90-х гг. XIX в. Летнего театра, расположенного в Воронцовской роще (ныне – парк Центральный). На средства Пахалов не поскупился и воздвиг прекрасное трехъярусное здание, хорошо отделанное внутри, с удобной высокой сценой (здание не сохранилось).
После Октябрьской революции в Ставрополе был создан профсоюз сценических деятелей. Он занимался устройством спектаклей, концертов, вечеров.
В годы гражданской войны Ставрополье являлось ареной ожесточенных боев. Ставропольский театр – плечом к плечу с воинами, в первых рядах защитников. В марте 1920 года Ставрополь был окончательно освобожден от деникинцев. Передовые люди во главе с большевиком актером и режиссером В.И.Тункелем создают новый советский театр им. Ленина.
Театр стремился создать новый созвучный революционному времени спектакль и постановкой «Любовь Яровая» – К.Тренёва утверждает свое лицо. В не отапливаемом здании идет спектакль. Зрители – солдаты, перепоясанные пулеметными лентами, сжимая в руках оружие, жадно ловят каждое слово актера.
28 июля 1922 года Губполитпросвет и Всерабис обратился ко всем учреждениям и хозорганам со следующим воззванием:
«Настоящим Губполитпросвет и Всерабис обращаются ко всем учреждениям и хозорганам с воззванием оказать материальную помощь и поддержку Губполитпросвету в его начинаниях по организации серьезного драматического предприятия. Отсутствие театра в городе угнетающе действует на население и превращает губернский центр в большую деревню.<...> Губполитпросветом и Всерабисом приглашена труппа из г.Владикавказа и на подъем таковой, а также на предварительные расходы по ремонту театра и декораций требуется сумма не менее 3 млн. рублей. Губполитпросвет и Всерабис надеются, что хозяйственные органы окажут свою поддержку серьезным культурно-просветительным начинаниям Губполитпросвета».
Многие хозорганы откликнулись на этот призыв и выделили деньги для возрождения драматического театра в Ставрополе. Вскоре двери театра им.Ленина (сейчас им.М.Ю.Лермонтова) вновь открылись.
С 1934 по 1937 гг., когда центр Северо-Кавказского края переместился в Пятигорск, Ставрополь остался без стационарного театра. И лишь в августе 1937 года после возвращения краевого центра в Ставрополь, театр возобновил свою деятельность. В этом же году Ставропольский театр становится краевым. В театр приходят артисты: Е.Н.Писарев, З.Д.Каткова, М.М.Никольский, А.И.Бочков, режиссер М.Соколов, что привело к созданию ярких спектаклей, ознаменовавших собой значительный этап в развитии ставропольского театрального искусства.
30-е годы – время активного развития советской драматургии, что крайне важно для театра, так как художественно полноценные пьесы давали материал для создания ярких и гармоничных спектаклей. В это время в театре идут спектакли по произведениям Д.Фурманова, И Попова, Н.Погодина.
Великая Отечественная война трагически нарушила мирную жизнь, линия фронта неумолимо приближалась.
Редкие спектакли давались по очереди – для населения и оккупантов. Чаще в театре устраивались совещания немецкого командования. При отступлении оккупанты подожгли здание театра.
Летом 1942 года артистов ставропольского драматического театра в срочном порядке эвакуировали в г. Минусинск Красноярского края, где был создан ряд ярких запоминающихся спектаклей по сочинениям К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова. За время эвакуации театром было поставлено 250 спектаклей и передано на строительство танковой колонны «Красноярский рабочий» и эскадрильи «Советский артист» более 90 тысяч рублей.
В сентябре 1944 г. бригады артистов драмтеатра выезжали на 1-й Белорусский и 1-й Прибалтийский фронты. Под открытым небом для солдат дано свыше 500 спектаклей и десятки концертов. Медалью «За оборону Кавказа» награждено 32 работника театра.
В 1943 году после освобождения Ставрополья от фашистских захватчиков театры вернулся в родные города. Первым в афише ставропольского драматического театра после возвращения в Ставрополь стал спектакль «Русские люди» К.Симонова.
1945 год, принесший радость Победы советского народа в Великой Отечественной войне, стал юбилейным для ставропольского театра драмы. Свое 100-летие Ставропольский краевой драматический театр отметил постановкой классической комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
В послевоенные годы в театр пришли новые артисты: З.В.Котельникова, Б.В.Дымченко, В.И.Косач, Б.Н.Данильченко, И.С.Шахманский, первые выпускники театральной студии: В.Степанов, М.Богданова, В.Коняхина, А.Томас, В.Фоменко.
В 1965 году в Ставрополе возрождается театр кукол, впервые созданный в 1936 году и ликвидированный в 1949 году в связи с недостатком актеров и режиссеров. Труппа кукольного театра создается на основе выпускников кукольного отделения Горьковского театрального училища к которому присоединились опытные актеры других театров. Возглавил труппу С.Р.Уралов - выпускник главных режиссерских курсов при Гиттисе им. Луначарского. С 1938 по 1949 гг. художественным руководителем театра был Е.Кузнецов. До середины 80-х годов XX в. театр не имел своего помещения, поэтому работа проходила на сценах районных клубов и Домов культуры Ставропольского края, выезжали с гастролями в Ростовскую область, Калмыкию, Орджоникидзе, обслуживали военный округ Закавказья.
Динамику театрального процесса 60-70-х гг. определяли, прежде всего, работы режиссеров. С уходом из ставропольского драматического театра Г.А.Георгиевского обязанности режиссера принял на себя М.М.Никольский, которого сменил В.А.Иванов.
В 70-е годы, с приходом директора М.Г.Новикова, появились новые формы работы с юными зрителями в ставропольском драматическом театре. Были учреждены «школьные вторники» и «студенческие четверги». Театр, таким образом, формировал аудиторию своих будущих зрителей, учил их понимать замыслы драматургов, искать и открывать новое, самое главное в происходящей действительности.
Вместе с тем в этот период появились такие замечательные спектакли как: «Поднятая целина» М.Шолохова, «Маскарад» М.Лермонтова, «Варвары» М.Горького и другие. В лучших постановках театра зрителей привлекало мастерство артистов и театральных художников И.В.Лепаловского, Л.А.Черного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8