Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере- обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.
Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере- это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.
Стратегические программы(задачи) регионального развития сводятся к следующим:
ü Реконсрукция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки.
ü Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возраждение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
ü Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
ü Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет неценрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
ü Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
ü Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей.
ü Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем- транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
ü Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ли
квидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития./9/
ГЛАВА 4
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
Современная аграрная политика применительно к сельскому хозяйству развитых стран с рыночной экономикой базируется на:
v малоэлластичности рынка продовольствия в зависимости от цен (физиологические особенности населения обуславливают относительно стабильное потребление определенного набора продуктов питания , при необходимости уменьшаются расходы на приобретение предметов длительного пользования и лишь в последнюю очередь , при повышении цен и снижении реальных доходов , сокращается использование продовольствия ; поскольку потребление определяется одновременно действующими , но не совпадающими физиологическими и экономическими факторами , спрос на продовольствие не возрастает соответственно повышению доходов или снижению цен);
v малоэластичности самого аграрного производства относительно цен (требуется значительный период времени для приспособления к новым ценам в связи с климатическими и технологическими особенностями с/х ,зависимостью его от ресурсопоставляющих отраслей ,высокой потребностью в капитале и одновременно относительно низкой фондоотдаче, а это ,в свою очередь , связано с ространственной рассредоточенностью хозяйств, сезонностью работ ,биологическим характером производства и его неустойчивостью , другими при родно-климатическими ограничениями , а так же , как правило , с многообразием форм деятельности ,использованием техники лишь в определенные периоды года ,функционированием в условиях монополизированности других отраслей АПК , падением доходности и возможностей расширенного воспроизводства ).
По этим причинам политикой цен и доходов можно лишь частично регулировать предложение и спрос населения на продукты питания , а продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера.
Главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора должно играть государство , применяя при этом рычаги ,выработанные теорией и практикой рыночной экономики . Бесконтрольное действие рыночной стихии оказало бы разрушительное воздействие на весь АПК , на производство и потребление продуктов питания и сырья для переработки , о чем свидетельствует опыт реформирования сельского хозяйства России в переходное на рыночную экономику время./9/
ГЛАВА 5
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРЕДПРИЯТИЙ
В подавляющем большинстве сельхозпредприятий, перерегистрированных в новые организационно-правовые формы хозяйствования, и в значительной части их, сохранивших форму колхозов и совхозов, ранее созданные внутрихозяйственные экономические отношения разрушены. В то же время среди ученых экономистов-аграриев весьма устоялось мнение о том, что 25-30% успеха сельхозпредприятий, функционирующих в современных условиях, зависит от включения в действие внутрихозяйственных факторов. При этом применявшиеся прежде модели внутрихозяйственных экономических отношений должны быть адаптированы к условиям рынка.
В ходе анализа существующих вариантов построения внутрихозяйственных экономических отношений выявлено, что одна из причин снижения их эффективности - недостаточная обоснованность ценового механизма. Организация внутрихозяйственных отношений в новых условиях, по нашему мнению, должна базироваться на применении экономически обоснованных расчетных (договорных) цен, а в отдельных случаях и свободных цен, на реализуемую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. При определении расчетных цен следует предусмотреть как один из возможных вариантов, чтобы доля чистого дохода в структуре составляла не менее 40% размера нормативных затрат, то есть минимального уровня, при котором не исключается возможность ведения расширенного воспроизводства в конкретном структурном подразделении.
Внутрихозяйственные экономические отношения (хозрасчет, коллективный и арендный подряд, оплата труда от валового дохода, чековая форма взаиморасчетов и контроля и другие) в 1986 - 1990гг. служили основным фактором всплеска в развитии сельского хозяйства России. Среднегодовое производство валовой продукции сельского хозяйства в указанное пятилетие по сравнению с предыдущим возросло на 11,7%, темпы роста сельхозпроизводства составляли 2,3% в год и были самыми высокими с начала 70-х годов. И в нынешних условиях независимо от формы хозяйствования лучших успехов добиваются те предприятия, которые сохранили созданные ранее внутрихозяйственные экономические отношения, развивают и совершенствуют их.
Несмотря на то, что предприятия, идущие эволюционным путем развития, имеют разные формы хозяйствования, они почти не различаются по организации внутрихозяйственных экономических отношений. В них сохранены технологическое единство в производстве животноводческой продукции, научно обоснованные севообороты, специализация производства. Развитие внутрихозяйственных отношений осуществляется на основе аренды и хозрасчетных принципов распределения дохода, который формируется как разница между выручкой от реализации продукции, выполненных услуг (в расчетных ценах) и материальными затратами (в расчетных ценах) на производство продукции, затратами на оплату услуг других внутрихозяйственных коллективов (по договорным ценам). Из полученного хозрасчетного дохода, являющегося собственностью коллектива, производятся отчисления на создание фондов предприятия, а также формируются фонды самого подразделения.
Как известно, на уровень доходности предприятия влияет себестоимость: чем она ниже, тем больше валовой доход и прибыль, и наоборот.
Анализ себестоимости производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в предприятиях, выбравших эволюционный путь развития, а также в идущих по пути радикальных преобразований, показал, что в первых в анализируемый период была значительно ниже, чем во вторых. В предприятиях, сохранивших внутрихозяйственные экономические отношения, осуществляется жесткий контроль за материальными затратами, влияющими на величину себестоимости продукции. А экономия затрат в существующих условиях возможна лишь при установлении обоснованных внутрихозяйственных цен на продукцию и услуги.
Нами сделан вывод, что эффективным резервом сельскохозяйственного производства может стать внутрихозяйственный расчет, основанный на товарно-денежных отношениях и призванный сделать подразделения более самостоятельными коллективными хозяевами производства, обеспечить им самоконтроль над затратами и результатами своего труда. /2/
В период осуществления аграрной реформы резко сократилась экономическая поддержка отрасли, и были пересмотрены программы.
Народное хозяйство и, в частности, АПК России уже несколько лет функционируют в условиях переходной экономики, которая в своем становлении имеет и региональные особенности.
Ценовой диспоритет сильно обострился и стал одной из главных причин кризисного состояния АПК и его углубления, предопределив темпы и условия воспроизводственного процесса по всей вертикали АПК.