Одна из наиболее рапространенных причин всех неудач в решении проблем в АПК регионального уровня заключается именно в отсутствии системности в оценке ситуации и сути проблем, в обосновании и анализе всей цепи возможных последствий принимаемых решений и ожидаемых конечных результатов.
Трудности с которыми сталкиваются регионы, достаточно общие для всех, а механизмы их преодоления еще нарабатываются, причем с учетом проблем, стоящих не только перед АПК, но и перед экономикой народного хозяйства в целом, а именно:
1. полнее, более всесторонне и системно представлять функцию региона как субъекта Федерации, чтобы обеспечить возможность наиболее целесообразного его участия в формировании межрегионального рынка продовольствия;
2. обеспечить гарантии продовольственной безопасности страны в целом и регионов, в частности;
Регулирование экономических отношений в АПК регионального уровня предполагает:
v долгосрочный прогноз, определяющий основные тенденции экономического развития региона на достаточно длительный период и выявляющий возможные моменты будущих разрывов в этих тенденциях;
v разработку стратегических концепций по использованию и развитию ресурсов АПК в общей системе экономического роста в регионе;
v разработку конкретных целей развития АПК региона на четыре-пять лет с использованием средств их достижения;
v разработку адресных целевых программ на один-два года с глубокой проработкой средств их достижения на основе принципиальной схемы.(рис. 1)
рис. 1 Укрупненная схема по разработке и оценке адресных целевых
программ на один-два года.
Формирование стандартная шаблонные правила принятие решения в реали-
Программа проблема принятия решений лизации приоритетной
Региональной программы
Ранжирование хорошо математические
Программ структури- методы принятия
Рованная решений
Системный
Поиск реше- слабострукт. Системный ан-з
Ний по вы- проблемы принятия решений
Явленным
Проблемам неструкт. Экспортно-интуити-
В реализа- проблема вные методы приня- выполнение решения
Ции прогр- тия решений
амм
Оценка полученных результатов в период реализации программ
Реализация концепция регулирования экономических отношений АПК регионального уровня предполагает поэтапную реализацию следующих программ:
v отражение региональной политики в АПК через законодательные акты и другие решения;
v индикативное планирование в АПК регионального уровня;
v прогнозирование объема производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, наличия и использования ресурсов сельскохозяйственного производства в регионе;
v анализ изменения цен при межрегиональных и межгосударственных закупках продукции в АПК региона;
v анализ наполнения продовольственного рынка в регионе, контроль за формированием централизованных продовольственных фондов и изменением цен на продукцию сельского хозяйства по регионам;
v разработка маркетинговых и консалтинговых программ для развития малого бизнеса и предпринимательства в аграрном секторе экономики;
v исследования в области экологизации производственно-хозяйственной деятельности и разработке экологических программ на уровне региона, промышленных предприятий, кооперативов и др. хозяйственных структур./10/
Новая региональная система управления АПК должна:
- обеспечивать достижение положительных конечных результатов всех организационных форм хозяйствования региона;
- повышать устанавливать функционирования всей системы и обеспечивать ее дальнейшее развитие;
- решать территориально-производственные и социальные вопросы региона;
- способствовать развитию вертикальной интеграции отраслей АПК;
- обеспечивать эффективность взаимодействия всех форм хозяйствования и организаций регионального АПК.
Если система будет отвечать названным требованиям, то она станет высокоэффективной в организации регионального управления АПК./5/
Различия в региональной динамике объясняются рядом факторов:
1. В сельскохозяйственных аграрных регионах отчетливо проявлялась экспортная ориентация. Имеется в виду традиционный вывоз значительной части продукции в другие регионы России и СНГ. С началом реформ ситуация изменилась: распались отработанные хозяйственно- административные связи, возникли проблемы с транспортировкой, так как резкий рост транспортных тарифов делал порой экономически невыгодной перевозку сельскохозяйственной продукции. Стала ощутима географическая удаленность аграрных регионов от крупных рынков сбыта в промышленных центрах центральной части России на Северо-Западе и на Севере, в Сибири. Ужесточилась конкуренция с импортной продукцией, которая хлынула на российский рынок, особенно в крупных городах. Появилась внутрироссийская конкуренция, которую местные производители различными путями проводили протекционистскую политику на местных рынках. При этом шло снижение спроса на продукцию сельского хозяйства со стороны основных потребителей- городского населения. Параллельно сократились закупки в государственный продовольственный фонд. В противопольжность регионам Юга и Поволжья сельскохозяйствен ный центр России и Северо-Запада имело местное значение. Оно было ориентировано на потребности внутреннего регионального рынка, снабжало продукцией близлежащие промышленные районы и города. Хотя и здесь у сельского хозяйства была конкуренция с импортной продукцией, аграрному сектору все же удалось сохранить определенные ниши на старых рынках сбыта.
2. В результате изменения экономической ситуации экспортный потенциал традиционных сельскохозяйственныых регионов подвергся коррекции со стороны рынка. Возникла ситуация, когда внутренняя структура производства не соответствовала внутренней структуре потребления(например, возникновение огромных излишков зерна, подсолнечника, плодоовощной продукции в Северо-Кавказском экономическом районе).Положение усугублялось постоянным снижением межрегионального товарооборота.
3. Традиционные аграрные регионы обладали относительно высокотехнологичным производством, достаточно жизнеспособным и неплохо работавшим в условиях стабильной плановой системы. Однако оно требовало постоянных потоков материальных, технических и финансовых ресурсов. В кризисный период это оказалось одним из самых узких мест.
4. Разрушилась технологическая цепочка-“поле- переработка- потребитель”. Большенство сельскохозяйственных предприятий в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Поволжье было ориентировано на местную переработанную базу, которая являлась структурообразующей в данных регионах./11/
ГЛАВА 6
ПУТИ ВЫХОДА АПК ИЗ КРИЗИСА
Нынешнее состояние экономики АПК характеризуется не как кризисное, а как катастрофическое. Можно со всей определенностью утверждать, что выход из катастрофического положения и создания действительных условий для перехода к рыночной экономике должны начинаться со стабилизации и подъема аграрного сектора. Это ключевая проблема всей экономической реформы.
В сельском хозяйстве сейчас много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживают следующие:
Создание нормального экономического климата на селе и образование такого механизма, который способен вывести аграрный сектор из тупика. Для решения этих проблем и оказания помощи со стороны общества необходима прежде всего общая оценка состояния отрасли.
Есть два обстоятельства, предопределяющие необходимость системной поддержки АПК:
Во-первых, аграрный сектор в течении многих лет развивался в обстановке недофинансирования, неэквивалентных взаимоотношений с другими отраслями и со всем народным хозяйством, выступая от общества должной отдачей. Можно прямо сказать, что общество задолжало сельскому хозяйству. И только в 90-е годы начал налаживаться паритет в отношениях с другими отраслями. Однако этот период оказался непродолжительным и паритет был опять нарушен;
Во-вторых, складываются совершенно новые отношения, в связи с интеграцией нашего сельского хозяйства в единую систему мирового рынка, т. к. оно развивается в более сложных условиях( в силу природно-климатических условий, недостаточного уровня экономического развития и т. д.), чем сельское хозяйства многих других стран./4/
Разрабатывать самую простую программу сложнее, чем традиционный, пусть объемный и многопозиционный план. Подготовка программ -это "штучная", можно сказать , уникальная работа, требующая нерутинного , творческого подхода. Творцы программы должны прежде всего четко уяснить для себя: а) ту специфику проблемы, которая и заставляет делать не план, а программу; б) необходимость включения в нее именно ( и только ) того, что на эту специфику работает; в) обязанность анализа множества вариантов достижения цели.
Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать ее цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ.